Tuesday 3 September 2013

Так было или нет?




 
Как-то Иисус Христос рассказал своим ученикам притчу о «блудном сыне» (Лука глава 15, стих 11 – 32), желая показать им силу Божьей милости, чтобы они поняли, как Бог любит своих детей и готов простить им их предательство по отношению к Себе, если те искренне покаются в содеянном и вернутся к своему Отцу в отчий дом, чтобы быть с Ним.

С тех пор эта притча стала одной из наиболее популярных в христианских народах. В России, как и в других странах, образ «блудного сына» стал воплощением идеи о пресловутых «ошибках молодости», которые молодые люди совершают по глупости или по причине страстной увлечённости, свойственных юному возрасту. Впрочем, и в более зрелом возрасте люди бывает уклоняются от правильного пути.

Помимо обычной расточительности и соблазна жить «на широкую ногу», существует другой грех, наиболее популярный. Это – прелюбодеяние. Притча о «блудном сыне» получила особую известность, прежде всего, потому что многие христиане, хотя и не могли всерьёз надеяться на то, чтобы именоваться примерными, не говоря уже о том, чтобы святыми, но в сердце своём, как язычники, мыслями своими осуждали себя за этот грех и, будучи в той или иной степени уверенными в неизбежности Судного дня, втайне уповали на милость Божию, что простит Господь им их прегрешения, из коих блуд, то есть прелюбодеяние, которое почиталось у многих как зло для человека неизбежное, было одним из самых популярных.

Иисус Христос вкладывал многозначный смысл в свои притчи. Почти ни одна из его поучительных историй, которые Иисус Христос рассказывал своим ученикам, не имела целью этическое воспитание слушателей. Христос призывал воспринимать его притчи не буквально, а искать в них более глубокий смысл, подчас скрытый от неподготовленного слушателя и требующий дополнительных разъяснений со стороны учителя. Многие образы, использовавшиеся Иисусом в притчах, относятся к более масштабным духовным, в том числе историческим, проблемам, событиям и явлениям.

Иисус Христос мыслил контекстно, учитывая социальную, политическую, культурную, демографическую обстановку своей эпохи и выстраивал свою деятельность таким образом, чтобы его слова и поступки доносили до слушателей смысл его послания в соответствии с запросами времени. Именно поэтому его притчи актуальны сегодня так же, как две тысячи лет назад. Но для правильного восприятия смысла того, что Иисус Христос хочет сказать нам сегодня, требуется контекстный подход.

Прежде всего, необходимо определиться с символами. В притче о «блудном сыне» фигурируют три основных персонажа: отец, старший сын и младший сын. Отец – это Бог (Иегова), старший сын – это Иудея (Южное царство), а младший - Северное Израильское царство. Согласно притче, младший сын «пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно». Когда он всё потратил и был на грани окончательной погибели, то одумался и вернулся домой к отцу, но брат его, всё это время остававшийся рядом с отцом, как только узнал, что отец простил своего младшего сына и принял его, оказывая почести, на которые старший сын не мог и надеяться, неожиданно проявил себя не с лучшей стороны. Старший сын воспротивился воле своего отца, обвинил своего младшего брата в блуде, хотя достоверной информации у него на этот счёт не было, и отказался входить в дом отца своего.

В притче о «блудном сыне» Иисус, рассказывая о милости нашего Небесного Отца, использует данные образы, чтобы напомнить своим ученикам о главной трагедии еврейского народа, ради спасения которого в первую очередь пришёл Иисус Христос. В Ветхом завете (Книги Царств) подробно описано, как после смерти Соломона древнее еврейское царство (Царство Израиль) разделилось на Северное (Израиль) и Южное (Иудея) царства. Десять колен отделились от древнего царства и основали своё отдельное, Северное царство. Цари северно-израильского государства отступили от монотеистического служения Единому Богу Израилеву, то есть Иегове, и начали поклоняться и воздвигать храмы и алтари другим божествам, в том числе таким божествам как Ваал (Мардук, божество Вавилона) и Асират (богиня Ассирийского царства).

В Северном Израильском царстве в течении практически всех 200 лет его существования правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов. Почти никто не поклонялся Иегове, зато в почёте были божества наиболее могущественных царств того времени – Ассирии и Вавилона. Последние, почти точно так же, как в сегодняшнем мире США и Великобритания, задавали общий тон культурного и общественного развития древнего мира, постепенно подминая по себя другие царства. Слава об ассиро-вавилонских богатствах, мощи и могуществе их правителей, а соответственно и божеств им покровительствовавших, распространялась по всему древнему миру.

Вслед за жителями Северного Израильского царства, поклонятся Ваалу и другим языческим божествам стали многие жители Южного царства. В 722 году до н. э. Северное Израильское царство было аннексировано Ассирией. Все десять колен, населявшие Северное Израильское царство, были уведены в плен и дальнейшая судьба их мало известна. Южное царство (Иудея), в свою очередь, просуществовало около 300 лет и примерно в 586 году было завоёвано Вавилоном. Значительная часть элитных слоёв иудейского общества была уведена в вавилонский плен.

Вскоре после присоединения Северного царства к Ассирии и рассеянии значительной части его населения среди просторов Ассирийской империи иудейский царь Езекия пытался воссоединить остатки еврейского народа и укрепить традиционную веру и культ Иеговы. В период его правления Иудея временно также попала в вассальную зависимость от Ассирии. Тем не менее, Езекия провёл существенные реформы. Идолослужение было искоренено, в храме восстановлено богослужение и, как бы в знак восстановления завета с Богом, торжественно отпразднован был общеизраильский Песах. Однако, не все евреи пришли на этот праздник. Большая часть жителей бывшего Северного царства, которым удалось избежать ассирийского плена, смеялась в лицо посланникам царя Езекии, разносившим весть о приглашении всех евреев на празднество в иерусалимский храм.

Главную причину в раздроблении и ослаблении Израильского царства ветхозаветные пророки видели в предательстве еврейского народа по отношению к своему Богу - Иегове. Это предательство, как правило, описывалось в терминах супружеской неверности и прелюбодеяния.

Вот как пишет об этом пророк Иеремия (Иеремия, глава 3, стих 6 – 25; глава 4, стих 1):

«Господь сказал мне во дни Иосии царя: видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала.
И после того, как она все это делала, Я говорил: «возвратись ко Мне»; но она не возвратилась; и видела это вероломная сестра ее Иудея.
И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала.
И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом.
Но при всем этом вероломная сестра ее Иудея не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно, говорит Господь.
И сказал мне Господь: отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея.
Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, — не вечно буду негодовать.
Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь.
Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион.
И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием
И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет.
В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего.
В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим.
И говорил Я: как поставлю тебя в число детей и дам тебе вожделенную землю, прекраснейшее наследие множества народов? И сказал: ты будешь называть Меня отцом твоим и не отступишь от Меня.
Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь.
Голос слышен на высотах, жалобный плач сынов Израиля о том, что они извратили путь свой, забыли Господа Бога своего.
Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш.
Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе Боге нашем спасение Израилево!
От юности нашей эта мерзость пожирала труды отцов наших, овец их и волов их, сыновей их и дочерей их.
Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, — мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего.
Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться».

После ассирийского и вавилонского пленений, разбросанные по всему древнему миру, от Египта до Междуречья, евреи не очень торопились возвращаться домой. Физическое рассеяние древних евреев было в значительной степени предварено их духовным рассеянием и лишь окончательно закрепило его, лишив этих детей Иеговы не только возможности совершать традиционные культовые обряды, но всякой искренней заинтересованности в поддержании какого-либо интимного диалога со своим Богом. Те, кто остался бродить по просторам царств и империй, растрачивали последние крупицы благочестия, дарованные им Иеговой, а те, кто остался при храме, погрязли в лицемерии и ханжестве, думая только о собственном обогащении.

В таком состоянии застал Иисус Христос свою родину и свой народ. Каково же было возмущение фарисеев и саддукеев, книжников и законников, уверенных в своей исключительной духовности и праведности, когда Иисус показал им, что Богу ближе раскаявшийся грешник, чем самодовольный, лицемерный и упрямый сын.

В притче о «блудном сыне» старший брат настолько обуреваем ненавистью к своему младшему заблудшему брату, что ради своей гордыни готов отказаться войти в отчий дом. Иными словами, Иисус Христос показал, что ради своей наживы и по причине ненависти, иудейские священнослужители готовы отказаться войти в дом Бога своего. Иисус указывает на необходимость возвращения всех евреев рассеяния в дом Божий, то есть к вере в единого Бога и обращает внимание слушателей на то, что Бог так любит своих детей, что готов в любой момент простить и принять всех искренне раскаявшихся.

Примечательно, что старший брат (иудеи храма) акцентирует внимание отца (Бога) на том, что младший сын (Израиль Северного царства, то есть все евреи рассеяния, потерянные в веках) промотал отцовские деньги (Божью благодать и спасение) «с блудницами», то есть в прелюбодеянии (в поклонении другим божествам). Поскольку, согласно притче, старший брат не мог знать наверняка, что его младший брат общался с «блудницами», из этого можно сделать вывод, что старший брат проецировал своё собственное возможное поведение в данной ситуации. Тем самым Иисус показывает, что жители Иудеи, его современники, (прежде всего служители храма, фарисеи-идеологи и саддукеи-администраторы) сами являются тайными предателями своего Бога-Отца.

На вопрос о том, прелюбодействовал ли младший брат в действительности или только расточал богатства своего Отца, принимая во внимание историю Северного царства (Израиля) и Южного царства (Иудеи) и чем закончилось их существование, можно смело сказать, что прелюбодействовали они оба: один – в «дальней стороне», открыто «расточая» и живя «распутно», а второй – в доме отца своего, делая это тайно всё то время, в которое он «служил» отцу.

Данная притча – не о растратчике или прелюбодее, а о предательстве по отношению к Богу, который любит и прощает предавших его детей, когда они искренне того желают и раскаиваются в своих греховных поступках. Эта притча изначально предназначалась для иудеев, считавших, что они более, чем кто-либо заслужили звание «детей Божьих» и свысока поглядывавших на самаритян и всяких вероотступников, а не для тех, кто «заблудился» и ищет себе оправдания.

Предательство тяжело прощать, но Бог так нас любит, что прощает нам все наши ошибки, если мы раскаиваемся и возвращаемся к Нему. Так, пожалуй, и следует объяснять эту притчу детям. Не имеет смысла рассказывать её вне религиозно-исторического контекста, а для того, чтобы донести духовный смысл слов «распутно» и «блудницы», придётся мыслить контекстно и уйти от знакомого житейского материала.



No comments:

Post a Comment