Thursday 30 August 2012

Кому на Руси нужно Православное единство


Русская Православная Церковь находится, как всегда, в сложном положении. На протяжении многих веков РПЦ была преимущественно консолидирующим элементом в российском обществе, создавая ту самую культурную атмосферу, с которой ассоциируется в сознании современных жителей России понятие «русской православной культуры». Отмененную ранее объединяющую роль церквКи в России быстренько восстановили, «от греха подальше», но в современных условиях внутренней и внешней политики страны этого оказалось не достаточно.

Сегодня нет в руководстве России сил, которым требовалось бы монолитное Православное Христианское единство народа, этакое организованное единомыслие и единоверие людей, готовых по-христиански пожертвовать своей жизнью за «веру, царя и отечество» и, в тоже время, мощью своего единства предъявляющих к политическому руководству страны определенные духовные (Христианские) и морально-нравственные требования.
Роль церкви сегодня усложнилась, но в этом мало ее заслуги. РПЦ заметно отстала от современных политических реалий за последние сто лет. Устойчивое и стабильное развитие общественно-политических отношений, как правило, достигается путем единства в противоречиях. Общество тогда устойчиво и управляемо, когда в нем поддерживается сбалансированное противостояние несовместимых между собой отдельных субкультур, которые, в свою очередь, все вместе объединены определенной общей идеей, стоящей выше всех культурных и идеологических разногласий. Раньше (до девятнадцатого века) в России на эту роль объединяющей всех идеологии претендовала и отлично с ней справлялась Русская Православная Церковь. В современном российском обществе ей отводится роль лишь одного из элементов, которые одновременно и объединяют людей и противопоставляют их друг другу. В этом неразрывном («мультикультурном») единстве противоборствующих социальных групп, мировоззрений и интересов правящие классы находят нужные рычаги, которые позволяют сохранять общее равновесие и делают общество в целом управляемым. 

В странах так называемой развитой демократии так действуют представители «истэблишмента» в отношении своих целевых социальных групп. РПЦ в России долгое время играла исключительно роль объединяющего начала, давая российской элите возможность управлять огромными массами людей, как единым организмом, и, в случае необходимости, противопоставлять эту монолитную силу «русского духа» разжиженному «Просвещением» европейскому уму, в том числе и на полях боевых сражений. Теперь Русской Православной Церкви придется выполнять двоякую функцию. С одной стороны, церковь остается основным элементом традиционной национальной культуры, а с другой – служит дополнительным «винтиком» в общей системе «громоотвода» и взаимной компенсации протестных настроений в обществе в целом. В этой связи, всевозможные выступления в поддержку РПЦ, выпады против церкви, а также всевозможные «расколы» внутри церкви, это лишь пена от волн на поверхности вечно бушующего моря.

No comments:

Post a Comment