Sunday 27 October 2013

Религиоведение и естествознание



Религиоведение и естествознание



Религия – это мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ — Бога или богов, определяющих судьбы людей, а также совокупность специфических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека со сверхъестественными силами, и соответствующие (церковные) объединения и сообщества. Каждый крупный философ обычно предлагает более конкретную дефиницию, соответствующую его собственной системе…

Религиоведение – это комплексная относительно самостоятельная область знания, которая конституировалось на стыке общей и социальной философии, истории философии, социологии, антропологии, психологии, всеобщей истории, этнологии, археологии и других наук. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры.

На кафедре религиоведения факультета истории, искусствоведения и востоковедения Лейпцигского университета религиоведение определяется так: «Предмет религиоведения суть систематическое исследование религии как части человеческой культуры и историческое исследование религий в прошлом и настоящем».

Итак, религиоведение, помимо всего прочего, включает в себя научные знания в рамках социологии, антропологии, психологии. Последняя, в свою очередь, связана с психофизиологией и нейрофизиологией, изучающих поведение человека с точки зрения психических и физических функций организма в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Системная нейрофизиология имеет предметом своих исследований механизмы адаптивного поведения человека. В свою очередь, нейрофизиология связана с генетикой, молекулярной химией и микробиологией, которые являются классическим примером естественных наук, поскольку занимаются изучением механизмов управления поведением на основе моделей реальных физических сущностей и явлений в живом организме.



Как известно, естественно-научные знания - это знания о естественных законах природы. Условно всю совокупность научных знаний разделяют на три большие области: область естественно-научных знаний, область социально-научных знаний и область научно-технических знаний. Тем не менее, чёткой границы между этими областями не существует.

Религиоведение необходимо рассматривать с точки зрения совокупной цели науки, то есть открытия закономерностей и общих принципов. Что касается гуманитарного и социального познания, социологических и антропологическими методов изучения религиозности, то здесь представление о познаваемых закономерностях претерпевает определённые изменения. Тем не менее, следует помнить, что науки о духе также изучают общее и типичное, которое проявляется через индивидуальную (психофизиологическую) деятельность человека.

Необходимо учитывать новейшие разработки в области когнитивного религиоведения и психологии религии, которые подтверждают тезис о том, что провести чёткую грань между естественными, общественными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути.

Помимо религиоведения, на стыке естественных и общественных наук находится также экономическая география, а, на пример, на стыке естественных и технических — бионика. Социальная экология, в свою очередь, является комплексной междисциплинарной дисциплиной, которая включает как естественные, так и общественные и технические разделы.



Человек постоянно развивает своё знание об окружающей его природе и себе самом, подразделяя, почти инстинктивно, всю имеющуюся у него информацию на два раздела: на естественнонаучное (естественное в том смысле, что изучается природа как нечто внешнее по отношению к личности человека) и гуманитарное (касающееся непосредственно человека через его личностное восприятие окружающей действительности) знание.

Согласно А.А. Горелову («Концепции современного естествознания». 1998 г.), различия между естественнонаучными и гуманитарными знаниями заключаются в том, что познание, основанное на разделении субъекта и объекта, в первом случае уделяет особое внимание природе (природа-объект, которую познает человек-субъект), а во втором - к самому субъекту.



Конечно, в науке содержатся различные системы абстракции, которые несводимы и рассматривают действительность в разных плоскостях. Эти системы абстракции определённым образом соотносятся друг с другом, но не перекрывают друг друга. Поэтому невозможно полностью свести социальные явления к биологическим, биологические – к физико-химическим, а химические – к физическим. Более того, насколько мне известно, даже в пределах физики существует такого рода несводимость.

Единство науки выражается не в абсолютной редукции знания, а в выявлении сложных взаимоотношений между различными системами абстракций.



Тем не менее, следует отметить такую особенность современного естествознания как его тесная взаимосвязь с культурой, а через неё с философией. Мировоззрение современного человека определяется его представлениями о мире в целом, о природе как совокупности явлений и процессов, которые взаимодействуют между собой в строгом соответствии с принципом детерминации. При этом, человек является неотъемлемой частью этого природного мира! Наши мироощущения, моральные нормы и типы поведения органически связаны с тем или иным естественно-научным знанием.

Таким образом, современное естествознание является не только отдельным важнейшим компонентом науки, но и играет исключительную роль в становлении и формировании личности.


No comments:

Post a Comment