Sunday 30 September 2012

Доктор Who





29 июля 2009 года в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской лавры  состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской духовной академии и православной интеллигенцией. Архиепископ Антоний открыл встречу сообщением о присуждении Предстоятелю Русской Православной Церкви почетной степени доктора богословских наук Киевской духовной академии.

25 января 2012 г. во время торжественного богослужения в день престольного праздника Татьянинского храма Московского государственного университета было официально объявлено о том, что Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу присвоена ученая степень почетного доктора МГУ им. М.В. Ломоносова.

Ускоренными темпами переводятся на иностранные языки книги Святейшего Патриарха. К сожалению не нашел в интернете его книг. А хотелось бы изучить его труд «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Он состоит из статей и выступлений, которые были подготовлены Предстоятелем Русской Церкви во время работы над концептуальным документом Московского Патриархата по правам человека. Принят 26 июня 2008 года Архиерейским Собором, и, судя по отзывам, вызвал «широкий общественный резонанс».

Хотелось бы почитать работу «Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности». Отмечается, что эта книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «является философским ответом на попытки построить мир, лишенный духовного измерения, который рассматривает национальные традиции как препятствие для экономического роста».

Не знаю, как «научные», а публичные послания Предстоятеля, носят исключительно поверхностный характер. Ориентированные на широкую публику, в лучшем случае, они касаются, хотя и злободневных, но общих вопросов жизни церкви и общества. К философии,  и тем более к богословию, они имеют мало заметное отношение.

Тем не менее, главная задача, стоящая перед Христианским богословием, сформулирована верно: формирование «мировоззренческого вклада русской цивилизации в построение мирной и справедливой жизни на нашей планете».
  
Жонглирования богословскими терминами не достаточно, чтобы идти в ногу со временем. Особенно - в документах и посланиях, не имеющих прямого отношения к богословию как науке. Так, упоминание христианской антропологии, например, в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви встречается три раза. Первый раз – в отношении неправильного толкования роли женщины в семье и обществе. Второй и третий – в отношении влияния человеческой жизнедеятельности на загрязнение окружающей среды.

«Догматическая теология сегодня должна быть теологической антропологией… этой антропологией должна быть, естественным образом, трансцендентальная антропология» говорит в своем эссе «Теология и антропология» (1967 г.) Карл Ранер. Они как нельзя лучше отражают основное направление современной богословской мысли.  

Немецкий католический теолог Карл Ранер (1904-1984) предложил обратиться к человеку как пространству, в котором познание Бога является не чем-то умозрительным, но обретает экзистенциальную значимость, и, следовательно, в котором оно может быть реализовано.

При анализе современной ситуации в богословии К.Ранер выделяет три существенных элемента:
1. В современном секулярном и плюралистическом обществе истины (догматы) веры утратили свою очевидность. В ситуации плюрализма, когда сталкиваются различные, часто противоположные, картины мира, трудно осуществлять передачу самих этих истин.
2. В обществе произошло увеличение знаний во всех областях и потому трудно осуществить их надежный и ясный синтез. Задачей богослова является выработка богословского синтеза в отношении фундаментальных проблем бытия.
3. В сегодняшнем мире богословские концепции христианской вести застыли в непонятных для современного человека формулах, которые требуют расшифровки.

Считается, что попытка К. Ранера решить проблему взаимоотношений философии и теологии путём осмысления данной проблемы как проблемы антропологической и носящей экзистенциальный характер, была достаточно успешной, поскольку позволила начать диалог в этом направлении.

                Такие богословы как Фридрих Шле́йермахер (1768 – 1834), Рудольф Бультман (1884-1976) и Карл Барт (1886  - 1968) положили начало «ренессанса богословия», которое ориентируется на запросы современного общества и мира и ставит в центр своих идей и высказываний антропологический подход.

В православном богословии двадцатого века также наметилась тенденция к поиску новых связей с современной действительностью, в том числе, с помощью антропологического подхода. Например, А.С. Филоненко, теолог, преподаватель Высшего института религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве, кандидат философских наук Харьковского национального университета, говорит об антропологии, раскрывающейся в контексте «богословия общения». По его мнению, богословие развивается не из опыта индивидуалистического умозрительного или мистического «богопознания», но из «богообщения». Для него исходной точкой является событие встречи человека с Богом, из которого рождается богообщение, служащее основанием для общения людей друг с другом и с творением. 

Иначе говоря, дорога проторена. Указатели направления движения расставлены. Подвижников, как среди католических теологов, так и среди православных богословов, недостатка нет. Но, проблема не только не решается, но, похоже, даже начинает терять свои очертания. Болезнь прогрессирует, глава похоронного бюро получил докторский диплом и доступ к больному…

Возвращаясь еще раз к антропологическому повороту в богословии, хочется привести слова К. Ранера: «Мы пытаемся с максимальной объективностью смотреть на духовную ситуацию нашего времени. Когда человек, воспитанный в нехристианской среде, слышит «Христос — это Бог, ставший человеком», у него возникает реакция отторжения: как можно верить в подобный абсурд! Тогда встает вопрос: что в человеке делает подобное утверждение для него приемлемым, достоверным и не абсурдным? Вот в чем цель трансцендентальной христологии».

No comments:

Post a Comment