Saturday, 13 July 2013

Сознание, мышление и физическая реальность

Как известно, в рамках философии сознания, предметом изучения которой является природа сознания, рассматривается так называемая проблема соотношения сознания и физической реальности, то есть тела. Существование этого противопоставления стало возможным благодаря влиянию схоластики на немецкую классическую философию, в результате которого утвердилось мнение, что мир состоит из двух родов субстанций: материальной и духовной.

В действительности, не существует проблемы взаимоотношения между сознанием и телом. Сознание как объективная действительность не существует, хотя иллюзия существования сознания как реальности, данной нам в ощущениях, присутствует. Ощущения, как отражение действительности, осмысливаются нами определенным образом и превращаются в иллюзорные образы. Эти образы не существуют в объективной действительности, но существует мышление как высшая функция этой действительности.

Мышление - это высшая ступень человеческого познания. Мышление позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией.

Мышление появляется на определенной стадии развития нервной системы в процессе усложнения процесса реагирования на внешние стимулы. Сознание, как форма отражения объективной действительности, а также как состояние психической жизни индивида, есть результат эволюции нервной системы высших млекопитающих.

Человеческое сознание является высшей формой отражения действительности и получает свое развитие благодаря развитию общественных отношений, а социум становится естественной средой его эволюции. Сознание, как состояние психической жизни отдельного индивида или общества в целом, определяется, в конечном счете, состоянием нервной системы человека, одним из органов которой является мозг, важнейший орган центральной нервной системы и продукт ее эволюции.

Благодаря мышлению, мы способны воспринимать внутренние образы, составляющие структуру сознания, в качестве дополнительных стимулов, которые воспринимаем наравне с внешними стимулами. В нашем сознании образы отраженной внешней объективной действительности воспринимаются как новая объективная реальность, которую мы интерпретируем как “моя душа", как наше собственное “Я"!

Мышление порождает субъективную идеализацию сознания. Возникают дополнительные образы, непосредственно не связанные с внешней действительностью, но воспринимаемые нами в качестве дополнительных внешних стимулов. Отсутствие во внешнем мире стимулов, непосредственно порождающих эти образы, приводит к ощущению, что эти образы существуют самостоятельно.  Появляется мир идеальных образов сознания, живущих своей, не зависимой от нашего внешнего мира, жизнью. Отсюда проистекает идея "сознания" как субстанции, противостоящей физическому телу.

Сознание ошибочно превратилось в объект изучения философии, поскольку воспринималось как часть некой объективной реальности, как отдельная субстанция (духовная). Такое восприятие психической жизни - иллюзия! Объектом естественнонаучного исследования может быть мышление, но не сознание как таковое. Именно мышление, в отличие от сознания, поддается действительно научному анализу.

Любые философствования и спекуляции вокруг человеческого сознания являются, по сути, не научными. Когда дело касается изучения человека и его умственной деятельности, научным может быть исключительно исследование мышления как функции нервной системы, достигшей определенного уровня развития в процессе эволюции органов, задействованных в отражении окружающей действительности и познавательной деятельности.

Говоря об уровне развития индивидуального или общественного сознания, следует иметь в ввиду состояние психической жизни индивида или общества, достигшей определенного уровня в процессе развития общественных отношений.

Иными словами, сознание может быть предметом изучения, в лучшем случае, социальной психологии, а мышление - всех естественных наук, в том числе, нейрофизиологии. По поводу сознания можно только спекулировать, а мышление поддается детальному анализу. В конечном счете, сознание остается умозрительной категорией, а мышление определяется качественными и количественными характеристиками мысли.

Мысль становится исключительной и загадочной субстанцией, которая начинает противостоять не только телу как субстанции физической, но всему природному миру как субстанции материальной. Человеческая мысль, выросшая из природы материального мира, теперь приобретает такую силу, что способна действовать, преодолевая законы породившей ее природы.

Здесь налицо противостояние не эфемерного сознания нашему физическому телу, а проблема взаимоотношения между двумя явлениями объективной действительности: мысли и тела!

No comments:

Post a Comment