Monday 26 August 2013

Инквизиция



Инквизицию Римской Католической Церкви следовало бы рассматривать исключительно как церковное судебное дознание, заменив ставший нарицательным термин на технически нейтральный, который обозначал бы отдельную функцию РКЦ, действовавшей в определённый период, помимо всего прочего, в качестве полноправного правоохранительного органа того или иного государства.


Во времена «инквизиции» в европейском обществе ещё не существовало отдельного «министерства внутренних дел» и «полиции» в том виде, в каком мы привыкли видеть современные нам органы обеспечения правопорядка и законности. Поэтому, в ходе развития общественных отношений принципиально на базе христианских ценностей и морально-этических норм, представителем и защитником которых являлась РКЦ, последняя в определённый момент также приняла на себя роль органа охраны общественного порядка, в том числе, для того, чтобы предотвращать случаи самосуда и народного линчевания, которые часто имели место в отношении “колдунов” и “ведьм”.


Подобные церковные судебные дознания начались, скорее всего, в 11-12 веках и продолжались до 18 века. Сейчас мы понимаем, что со стороны церкви это не был какой-то геноцид народа под видом законности. Католическая церковь добросовестно выполняла свой долг защитника христианских ценностей и законности и делала это в соответствии с судебными и процессуальными нормами того времени. По мере того, как изменялись представления общества о нормах процессуального права, изменялось церковное судопроизводство. В конце концов на смену церковного судопроизводства в стремительно секуляризующееся европейское общество пришло судопроизводство гражданское.


Вскоре после начала в 1820 году в Португалии “Либеральной революции” церковное дознание - “инквизиция” - там была отменена. Испанская инквизиция сохранялась до 1834 года. В Риме же орган церковного судопроизводства, основанный в 1454 году Папой Павлом III, существует до сих пор, только под другим названием. Сейчас этот орган называется Congregation for the Doctrine of the Faith, возглавляет его (с 9 июля 2008 года) Архиепископ Luis Ladaria Ferrer.

Отец гуманизма Петрарка под видом восстановления библейского христианства был одним из первых, кто использовал термин “тёмные века”. В период церковной “реформации” 16 -17 веков и в эпоху “просвещения” 17 -18 веков “гуманисты” и “революционеры” всех мастей изображали предшествовавшие им времена в нарочито мрачных красках. Того требовала политкорректность того времени, когда было модно обвинять церковь во всех недостатках и пороках общества.


Термин “тёмные века” появился в 17 веке и первоначально относился к периоду непосредственно предшествовавшему эпохе революционных событий, когда трагические общественно-политические потрясения, связанные с движением реформации, впервые заставили французов с ностальгией вспоминать “сладость бытия” дореволюционной Франции.


Позже, в эпоху Романтизма 18-19 веков, когда Средние века начали восприниматься романтически (“готика”, “рыцарство” и т.д.), понятие “тёмные века” сместилось на более ранний период европейской истории - с 5 по 9 века. Поскольку с “тёмными веками” ассоциировались многие нехорошие вещи, которые церковь творила, пользуясь своей властью, то «инквизиция» также относилась к этой эпохе. В результате - “плавающие” “темные века” привели к тому, что в 20 веке никто, кажется, точно уже не знал, когда именно в Европе “горели костры инквизиции”. Главное, что - “горели”!


Поэтому, несмотря на то, что церковная судебная система, деятельность которой на определённом этапе “гуманисты”, церковные “реформаторы”, “просветители” и “революционеры” всех мастей изображали как произвол «инквизиции», скорее всего, существовала с раннего периода Средних веков и фактически существует сегодня, в настоящее время наиболее распространена статистика, касающаяся деятельности церковных судов (“инквизиции”) в период с 15-16 по 18 века.


Так, по мнению испанского историка García Cárcel, общее количество дел судопроизводства католической инквизиции с 1560 по 1700 года составило, примерно, 150 000, из которых 2% - это смертные приговоры. Считается, что всего в результате деятельности инквизиции было казнено от 3000 до 5000 человек.


Впрочем, вопрос церковного судопроизводства в РКЦ - это отдельная история. Гораздо интереснее рассматривать историю Реформации и связанные с ней общественно-политические процессы, в том числе войны и революции, захватившие европейский континент с 16-17 веков. В конце концов, именно движению церковной реформации и последовавшим вслед за этим различным событиям революционного характера (в науке, технике, искусстве, политике) мы обязаны нашим искажённым представлением о церковной инквизиции, об истории христианской церкви в Европе и даже всей европейской истории.

No comments:

Post a Comment