Monday, 26 August 2013

Инквизиция



Инквизицию Римской Католической Церкви следовало бы рассматривать исключительно как церковное судебное дознание, заменив ставший нарицательным термин на технически нейтральный, который обозначал бы отдельную функцию РКЦ, действовавшей в определённый период, помимо всего прочего, в качестве полноправного правоохранительного органа того или иного государства.


Во времена «инквизиции» в европейском обществе ещё не существовало отдельного «министерства внутренних дел» и «полиции» в том виде, в каком мы привыкли видеть современные нам органы обеспечения правопорядка и законности. Поэтому, в ходе развития общественных отношений принципиально на базе христианских ценностей и морально-этических норм, представителем и защитником которых являлась РКЦ, последняя в определённый момент также приняла на себя роль органа охраны общественного порядка, в том числе, для того, чтобы предотвращать случаи самосуда и народного линчевания, которые часто имели место в отношении “колдунов” и “ведьм”.


Подобные церковные судебные дознания начались, скорее всего, в 11-12 веках и продолжались до 18 века. Сейчас мы понимаем, что со стороны церкви это не был какой-то геноцид народа под видом законности. Католическая церковь добросовестно выполняла свой долг защитника христианских ценностей и законности и делала это в соответствии с судебными и процессуальными нормами того времени. По мере того, как изменялись представления общества о нормах процессуального права, изменялось церковное судопроизводство. В конце концов на смену церковного судопроизводства в стремительно секуляризующееся европейское общество пришло судопроизводство гражданское.


Вскоре после начала в 1820 году в Португалии “Либеральной революции” церковное дознание - “инквизиция” - там была отменена. Испанская инквизиция сохранялась до 1834 года. В Риме же орган церковного судопроизводства, основанный в 1454 году Папой Павлом III, существует до сих пор, только под другим названием. Сейчас этот орган называется Congregation for the Doctrine of the Faith, возглавляет его (с 9 июля 2008 года) Архиепископ Luis Ladaria Ferrer.

Отец гуманизма Петрарка под видом восстановления библейского христианства был одним из первых, кто использовал термин “тёмные века”. В период церковной “реформации” 16 -17 веков и в эпоху “просвещения” 17 -18 веков “гуманисты” и “революционеры” всех мастей изображали предшествовавшие им времена в нарочито мрачных красках. Того требовала политкорректность того времени, когда было модно обвинять церковь во всех недостатках и пороках общества.


Термин “тёмные века” появился в 17 веке и первоначально относился к периоду непосредственно предшествовавшему эпохе революционных событий, когда трагические общественно-политические потрясения, связанные с движением реформации, впервые заставили французов с ностальгией вспоминать “сладость бытия” дореволюционной Франции.


Позже, в эпоху Романтизма 18-19 веков, когда Средние века начали восприниматься романтически (“готика”, “рыцарство” и т.д.), понятие “тёмные века” сместилось на более ранний период европейской истории - с 5 по 9 века. Поскольку с “тёмными веками” ассоциировались многие нехорошие вещи, которые церковь творила, пользуясь своей властью, то «инквизиция» также относилась к этой эпохе. В результате - “плавающие” “темные века” привели к тому, что в 20 веке никто, кажется, точно уже не знал, когда именно в Европе “горели костры инквизиции”. Главное, что - “горели”!


Поэтому, несмотря на то, что церковная судебная система, деятельность которой на определённом этапе “гуманисты”, церковные “реформаторы”, “просветители” и “революционеры” всех мастей изображали как произвол «инквизиции», скорее всего, существовала с раннего периода Средних веков и фактически существует сегодня, в настоящее время наиболее распространена статистика, касающаяся деятельности церковных судов (“инквизиции”) в период с 15-16 по 18 века.


Так, по мнению испанского историка García Cárcel, общее количество дел судопроизводства католической инквизиции с 1560 по 1700 года составило, примерно, 150 000, из которых 2% - это смертные приговоры. Считается, что всего в результате деятельности инквизиции было казнено от 3000 до 5000 человек.


Впрочем, вопрос церковного судопроизводства в РКЦ - это отдельная история. Гораздо интереснее рассматривать историю Реформации и связанные с ней общественно-политические процессы, в том числе войны и революции, захватившие европейский континент с 16-17 веков. В конце концов, именно движению церковной реформации и последовавшим вслед за этим различным событиям революционного характера (в науке, технике, искусстве, политике) мы обязаны нашим искажённым представлением о церковной инквизиции, об истории христианской церкви в Европе и даже всей европейской истории.

No comments:

Post a Comment