Sunday, 18 November 2012

Проверка качества веры




«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». (Heb 11:1)

«Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: `еще раз' означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий». (Евр. 12:25 – 28)

Проверка качества веры

Вера – это осуществление ожидаемого. Уверенность в невидимом. Вера эта направлена на объект, который находиться за пределами мироздания, то есть за пределами не только «видимого» мира, но вообще за пределами всего «сотворенного». При этом «небо», или «небеса», являясь «невидимым», то есть частью «невидимого» для нас сейчас, также представляют собою часть «сотворенного», поскольку могут быть «колеблемы» и «изменяемы».

Вера многих людей направлена на «небеса» как на «место» пребывания Бога, потому что знания верующих о Боге и о многих вопросах, касающихся различных аспектов духовного, смешаны, противоречивы, запутаны и, зачастую, не просто, неполные, а ошибочные. Хотя знания сами по себе мало необходимы, если есть вера, но в эпоху информационного противостояния двух миров – мира злых и мира добрых дел -  иная информация может подорвать веру, если вера направлена не в ту сторону, полагает себе границей или объектом тварь, вместо Творца, и не подкрепляется постоянным обращением к Откровению. 

Откровение, как известно, дано нам в двух ипостасях: одна – это Природа, то есть Творение, в котором образ Божий запечатлен, как в личности Человека, так и в лике Природы; вторая – это личность Иисуса Христа, явившего нам образ Божий через посредство своих слов и дел. Должное, соответствующее особенностям и условиям современной жизни человеческого общества, обращение к обеим этим сторонам Откровения позволит отделить тварь от Творца и направить веру детей Божиих на Творца, отвернув ее от того, что Бог создал нам в услужение.

Поскольку «небеса» являются «сотворенным» и могут быть изменены, так же, как Бог менял землю во времена Ветхого Завета, то, следовательно, «небо» может и будет измерено и изменяемо как часть окружающего нас «сотворенного», то есть Природы. Иными словами, душа, ангелы, силы небесные, покорятся Человеку так же, как покорилась видимая часть Природы и открыла человечеству те законы природные, которые изучаются естественными науками, в том числе, физикой, биологией и психологией. Поскольку «небеса» являются частью «колеблемого, как сотворенного» и не являются тем, что мы называем «царство непоколебимое», которое единственно «пребудет» вечно и где пребывает вечно неизменяемый Бог, следовательно, душа и «небеса», куда она отправляется сразу по физической смерти тела, являются, будучи частью «сотворенного», не выше естественного мира, а частью естественного и подлежат изучению, наблюдению, измерению и познанию, наравне со всей остальной Природой.

Точно так же, как в свое время Коперник, Бруно, Галилей, Декарт и другие ученые и мыслители открывали для себя новые аспекты видимого, раздвигая границы познания сотворенного и освобождая его от воображаемого сверхъестественного присутствия и прямого участия Божественного, так и мы сегодня расширяем сферу познанного, все глубже проникая в те пределы видимого и невидимого, где, казалось бы, «колеблемое» начинает соприкасаться с «непоколебимым» и физики бегут к священным писаниям искать ответы на возникающие вопросы.

Все чаще прихожане обращаются с вопросами о свободе воли и Божественной предопределенности, предвосхищая тем самым давно назревшую потребность богословия выработать отвечающее нынешним условиям общественной жизни учение, которое поставило бы точку в отношении детерминизма-индетерминизма. Богословие предполагает синтез всех наук, направленный на применение знаний о Природе и Человеке для живого понимания Откровения в Иисусе Христе. Недостатка в этих знаниях нет.

Например, учение об объективной, закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений и процессов, в том числе процессов психической деятельности человека, подтверждается результатами современных исследований в нейробиологии, или «нейронауке» (neuroscience). Изучение человеческого мозга является междисциплинарной наукой и включает в себя много уровней изучения, от молекулярного до клеточного уровня (отдельные нейроны), от уровня относительно небольших объединений нейронов, до больших систем, таких как кора головного мозга или мозжечок, и на самом высоком уровне - нервную систему в целом.

У сегодняшней нейробиологии нет законченной теории нервной системы, которая, подобно теории Декарта о «проводящих путях», давала бы стройное, логичное и непротиворечивое представление о том, как функционирует мозг человека. Но, учение мозга стало синтетическим. «Наддисциплинарный» характер «нейронауки» позволяет делать выводы, касающиеся, в том числе, и отношения человека к восприятию своего «Я», своей личности и своих представлений о свободе воли. «Наддисциплинарный» характер богословия позволяет делать выводы, касающиеся морально-нравственной, этической стороны жизни человека, а также определять ориентиры духовной жизни, в том числе, в вопросах веры.

Вера, направленная на ложный объект, делает верующего уязвимым для соблазнов, когда «непоколебимая» сущность объекта его веры на поверку оказывается ложной, а сам объект веры – частью тварного мира. Где проходит граница мира «пространство-время», определяющая пределы этой или любой иной формы существования материи? Где граница «сотворенного»? Где начинается «непоколебимое»? Пренебрежение Откровением в лице Иисуса Христа ведет к самоубийственному материализму в форме экстремистской тоталитарной диктатуры атеистического толка. Пренебрежение Откровением в лике Природы и личности Человека ведет к догматической деградации, религиозной профанации и папизму. Именно поэтому важно соединение, синтез этих двух направлений познавательной и творческой деятельности человека.

Что же получится в результате этого синтеза? «Проповедники говорят: «Смотри, человек: звезды не сбиваются со своих путей, вся тварь в мире исполняет волю Творца, и только ты, человек, способен совершать свинства! Пойди и научись у Вселенной!». В этом оказывается религиозный смысл, которым эпоха наделяет естествознание».

Совершенно справедливо замечают те, кто говорит, что любящий Бог Отец сотворил нас не для вечных мук и страданий. Это относится как к эсхатологическому, так и к земному аспекту жизни человечества. Ключ к Спасению, во всей полноте смысла этого слова, заключается в распознавании и выработке универсально приемлемой формулировки определенного Закона, применимого к жизни Человека как в этом, так и в ином мире. Кажущаяся очевидность этого Закона, как и его простота, не уменьшают трудности его формулирования. Богословская мысль в эту судьбоносную эпоху призвана сформулировать этот закон, опираясь на твердыню веры и очищая ее от песка «колеблемого».
  
«Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».  (Матф. 21:42-44)

 «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна…» (1Петр. 2:6-7)



No comments:

Post a Comment