Thursday 22 November 2012

Личность Человека и Божий Образ




Бог издревле открывает себя Человеку в различных категориях. Бог – Един, Всемогущ, Всеведущ, Всеблаг, Всемилостив! Бог обладает всей силой, способен делать все, что только человек может себе вообразить и даже то, чего человек не может себе представить. Эти категории также говорят о характере взаимоотношений Бога с Человеком в том смысле, что Человек может положиться на Бога способного решать экзистенциальные проблемы Человека.

Принято приписывать Всевышнему категорию свободы. Категория всемогущества, кажется, логически должна означать неограниченную свободу действий, но на самом деле она означает именно неограниченную силу Бога. Свобода не является одним из имен Бога.

Мы привыкли думать о желанной, но недоступной для человека в его земной жизни, неограниченной возможности исполнения нашей воли как о «Свободе». Понятие о свободе или несвободе мы увязываем с исполнением или неисполнением наших прихотей. Но это понятие применимо только к поврежденной природе человеческой постоянно изменяющейся личности, которая в условиях постоянно изменяющегося материального мира никогда не может найти полного удовлетворения своим похотям и желаниям. В результате, «абсолютную свободу» мы приписываем, естественно, тому началу, которое находится за пределами ограничивающей нас материальной природы. Но Бог, в отличие от Человека, не изменяется и, находясь выше природной ограниченности и связанной с ней идеи свободы как необходимости преодоления этой ограниченности, находится выше категории свободы.

С точки зрения сущностной характеристики Бога, Яхве и не Свободен и не Несвободен. Мы используем это понятие, пытаясь понять Бога, но оно применимо лишь к различным формам существования материи, где все относительно. Наиболее важная философская категория, которая может быть оправданно применена по отношению к Богу – это категория единства. Бог – един!! 

Бог открывает себя нам через характер наблюдаемых Человеком взаимоотношений между множеством природных явлений. Гармония и единство Природы свидетельствуют о величии Бога и Единстве как сущностной характеристике Творца. Бог также открывается нам в личности Иисуса Христа, который неоднократно обращает внимание учеников на свое единство с Небесным Отцом. Единство Отца, Сына и Святого Духа открываются Человеку в личности Спасителя. Через единство во Христе верующие обретают единство с Отцом Небесным, таким образом, завершая портрет, образ Божий, Единства, когда Бог – Всё во всём!

Личность Человека как отражение образа Божия включает в себя две сущностные категории, характеризующие Бога: Всемогущество («по образу Нашему по подобию Нашему»); Единство («по образу Своему, по образу Божию»). Свобода, как способность делать все, что ни заблагорассудиться, не является образом Божием. Бог находиться выше категорий «свобода-рабство», понятие свободы не является характеристикой божественной сущности, и поэтому среди имен Бога нет «Свободный»!

Бог, создавая Человека по подобию Своей божественной сущности, с одной стороны, создает Человека властелином над всеми живыми существами на земле («по образу Нашему по подобию Нашему» отражает силу и могущество большего (Бог Сил, или Бог Воинств) перед меньшим, которые показаны в форме численного превосходства, а также в форме обращения (поскольку творением занимается "Элохим", а это - множественное число слова «Элоа») к лицу более высокого статуса). Кроме этого, Бог создает Человека еще и как единство союза мужчины и женщины («по образу Своему, по образу Божию» отражает Единство как сущностную характеристику божественного). Единство мужчины и женщины («единая плоть»), составляет сущностную характеристику личности Человека как образа Единого Бога. Всемогущество Человека, созданного «по образу Нашему по подобию Нашему», также составляет сущностную характеристику личности Человека как образа Всемогущего, Всесильного Бога.

Таким образом, личность Человека как отражение образа Божия включает в себя две сущностные категории, характеризующие Бога:
1.            Всемогущество;
2.            Единство.

Образ Божий проявляется в личности Человека при равной силе проявления этих двух особенностей. При этом следует отметить, что совокупной печатью образа Бога в Человеке является тот более высокий космологический статус человека, в котором он оказывается, когда находится в состоянии единства, что позволяет ему исполнять Волю Бога в отношении всего остального сотворенного Богом мира, в том числе преодолевая ограниченность поврежденной страстной человеческой природы. Свобода, как способность делать все, что ни заблагорассудиться, не является образом Божием, потому что понятие свободы не является характеристикой сущности божественного.

Иными словами, Человек поставлен в зависимость от определенных универсальных экзистенциальных законов, подчинение которым делает Человека единым с Богом и тогда могущество Бога находит свое законное неискаженное продолжение в деятельности человека, исполняющего Волю Бога. В результате грехопадения человека эти две сущностные характеристики, вложенные в Человека при его сотворении и наглядно проявляющиеся в стремлении человечества в его повседневной жизнедеятельности к единству и власти, оказались разорваны между собой.

Наше традиционное, основанное на понимании нами наших чувств, эмоций и внутренних ощущений, понятие «свободы воли», как и восприятие прочих явлений человеческой психики, слишком субъективны и не являются гарантом адекватного отображения реалий внутреннего, «духовного» мира человека.  Обусловленность поведения человека закономерной и необходимой зависимостью психических явлений от бесчисленного количества порождающих их факторов также подтверждается нейробиологией, (neuroscience). Ни с Библейской точки зрения, ни с точки зрения последних данных нейробиологии и психологии,  «свобода воли» не является объективной, присущей человеку, характерной особенностью.

Поэтому сейчас все сложнее говорить о том, насколько справедливо наше традиционное представление о том, как человек принимает решения, как формируются его вкусы, пристрастия, наклонности, интересы и желания. Вполне может оказаться, что процесс выбора – это гораздо более сложное явление, 90% которого протекает в подсознании человека так, что восприятие ощущения свободного принятия решения на поверку оказывается лишь иллюзией, которой мы наслаждаемся уже после того, как решение принято на подсознательном уровне. Изучение человеческого мозга, являясь междисциплинарной наукой, подтверждает это положение практическими опытами.

Таким образом, не только с Библейской точки зрения свобода воли не является присущей Человеку характерной особенностью, но то же подтверждается и исследованиями в области неробиологии и психологии. Это говорит о том, что богословская мысль подходит к тому моменту, когда традиционное восприятие человеческой личности и духовной жизни человека, не учитывающее весь тот объем информации и знаний о человеческой природе, полученных за последние двести лет, потеряет окончательно связь с реальной жизнью современного человеческого общества и не будет в состоянии сформулировать и обосновать морально-нравственные принципы человеческого общения. Это и сейчас уже дается с трудом. Но может наступить момент, когда богословие и религия как мировоззренческие генераторы и катализаторы морального и нравственного импульса в обществе окажутся не у дел. Церковь исторически пользуется особым статусом в обществе, защищенная государством от внешних угроз, как старое дерево в теплице. Церковь нужна государству. Но, если дерево не будет приносить плодов, будет ли смысл сохранять для него теплицу? Как известно, богословие предполагает синтез научных знаний и Вести Христовой. «Наддисциплинарный» характер богословия позволяет делать выводы, касающиеся морально-нравственной, этической стороны жизни человека, а также определять ориентиры духовной жизни общества, в том числе, в вопросах веры.

Вера, направленная на ложный объект, делает верующего уязвимым для соблазнов, когда «непоколебимая» сущность объекта его веры на поверку оказывается частью «колеблемого» тварного мира. Где проходит граница мира «пространство-время», определяющая пределы этой или любой иной формы существования материи? Где граница «сотворенного»? Где начинается «непоколебимое»? Богословие призвано неустанно работать, опираясь на «твердыню» веры и очищая ее от «песка» «колеблемого».

Пренебрежение Откровением в лице Иисуса Христа ведет к самоубийственному материализму в форме экстремистской тоталитарной диктатуры атеистического толка. Пренебрежение Откровением в лике Природы и личности Человека ведет к догматической деградации, религиозной профанации и папизму. Именно поэтому важно соединение, синтез этих двух направлений познавательной и творческой деятельности человека.

Наше восприятие того, что есть «добро», а что - «зло», ситуативно и поверхностно, оно не может само по себе являться надежным ориентиром в повседневной деятельности, если не подкреплено универсальной системой морально-нравственных и этических ценностей. В своей совокупности, в условиях общественной жизни человека, эти ценности смогли бы формировать личность человека в соответствии с требованиями установленного Богом универсального закона бытия. Иисус Христос сформулировал этот закон очень просто и понятно. Но в условиях поврежденности человеческой психики, эти законы не воспринимаются в качестве императива, несмотря на то, что очевидность их морального авторитета никто не оспаривает.

Формула «Бог есть Любовь» хорошо известна. К сожалению, само понятие Любви не менее сложно, чем понятие Бога. Казалось бы, все знают, что такое Любовь, но попытайтесь дать этому понятию стройное универсальное определение и сразу станет ясно, что дальше слов «чувство» и «эмоциональное переживание» дело не идет, хотя существуют и более емкие описания. Иисус Христос дает понятию Любви краткое, но деятельное определение: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15:13).

Любовь занимает особое место в проповеди Иисуса Христа. Поскольку Христос основной акцент делает на внутреннем содержании религиозной жизни человека, Любовь как наиболее интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, становится непременным условием взаимоотношений Человека с Богом и с Его Творением. 

Если нам нужны универсальные заповеди, универсальные правила бытия Человека, то Иисус Христос формулирует их с законодательной простотой и широтой:
1.            «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»;
2.            «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Иных, больших, чем эти, заповедей нет! В дополнение к ним Иисус дает еще универсальное правило общежития: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Мат. 7:12)

Понятия Единства и Любви являются фундаментальными в проповеди Христа. Единство возможно только в атмосфере любви, которая таким образом объединяет любящих в теле Христовом, а поскольку Иисус Христос и Отец наш Небесный Едины, то Любовь делает Человека единым с Богом. Таким образом, Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой вместе с объединенными в Любви людьми становятся «Всё во всём».

Любовь в данном случае получает свое наиболее универсальное и точное определение. Любовь – это чувственное восприятие Человеком состояния единения, Единства. В сущности, Любовь – это и есть Единство, Царство Бога, воспринимаемое, ощущаемое и переживаемое человеческим существом в этом мире в той степени, в которой происходит единение человеческой личности. 

Личность Человека представляет собой совокупность характерных человеческих свойств и черт, формирующихся в процессе развития взаимоотношений между отдельными индивидуумами. Начиная с самой элементарной социальной общности, которой является семья как единство мужа и жены, личность Человека растет и развивается по мере возрастания масштабов единения, выражающегося в размерах социальной группы и характере и свойствах взаимоотношений в рамках данного общественного объединения. Отдельный индивид, рассматриваемый вне контекста его социальных связей, не является личностью.

Поврежденная природа Человека превратила его в оторванное от высшего, божественного,  единства человеческое существо, сознание которого – это сгусток иллюзий и фантомов, порожденных деятельностью его органов нервной системы. Именно благодаря особенностям этой нервной системы развитие индивидуальных характеристик человеческого существа получило толчок в направлении дальнейшей социализации и обобществления жизнедеятельности Человека, что привело в конечном итоге к формированию того, что мы сейчас воспринимаем как личность Человека с его богатым внутренним миром, полным неясных ощущений, чувств, переживаний и мыслей. В личности Иисуса Христа личность Человека получила ориентиры, по которым в дальнейшем предстоит развиваться отношениям в человеческом обществе, и в этом – путь к его Спасению.

 

No comments:

Post a Comment