Friday 2 November 2012

Ключ к Спасению



 «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». (Ин. 10:9)


«…Трудность, связанная с христианской вестью в сегодняшнем мире — это то, что богословские концепции застыли в непонятных для современного человека формулах. Из всего этого рождается нынешний кризис веры. Необходимо разработать новый метод в богословии. Истина веры не может быть просто перенесена в своих традиционных доктринальных формулах…». - Карл Ранер (1904 - 1984 г.г.)



Христианские богословские концепции, как Православные, так и Католические, застыли в непонятных для современного человека формулах. Традиционные доктринальные формулы составлены на языке позднеантичных представлений о Вселенной и Человеке. Этот язык для подавляющего большинства верующих, не говоря уже об атеистах, не совсем понятен сегодня. В этом кроется причина современного "кризиса веры" и эта проблема актуальна для Христианского мира в целом. Ответом на этот мировоззренческий кризис может быть только соединение современного научного и традиционного духовного знания и время для подобного синтеза пришло.

Речь идет о необходимости раскрытия смысла Откровения в контексте того времени, в котором мы живем, с использованием современного языка мировидения, выросшего и объективно изменившегося за последние две тысячи лет в результате познания окружающей нас природы и человека. Церковь проповедует на языке, на котором формулировалось мировоззрение позднеантичного сознания. Сегодня этот язык устарел. Не Откровение устарело, но средства и формы отображения его содержания, которыми до сих пор пользуется современная богословская мысль и Церковь в своей проповеди. 

Познание Бога идет параллельными путями: с одной стороны, мы познаем Творца через Его Творение, путем познания законов окружающей нас природы, частью которой мы сами являемся. С другой стороны, мы познаем Бога через Его Сына, Иисуса Христа, проникая в смысл и значение того, что Спаситель говорил и делал, чтобы правильно следовать Его заветам. Раннехристианские мыслители использовали накопленные человечеством многовековые знания, чтобы сформулировать открывшуюся им в Иисусе истину. Сегодня христианские мыслители стоят перед такой же задачей. Увидеть смысл Откровения, явленного нам в Иисусе Христе, и передать его, используя также те знания, которые были накоплены человечеством за последнюю тысячу лет.

Сделать это необходимо по той причине, что современный уровень общественного сознания не соответствует давно устаревшим формам богословской мысли.
Имеющиеся у нас сегодня знания объективных законов природы, частью которой мы являемся, открывают нам смысл Откровения в такой мере, в какой Иисус Христос посредством притч открывал его Своим ученикам с учетом их уровня сознания. И эти знания делают неизбежной формулировку Откровения в контексте категориального аппарата, соответствующего нашим современным знаниям, если только мы всерьез доверяем Иисусу как Спасителю и рассматриваем его Личность как Откровение, то есть эмпирическое представление универсальных космических законов бытия в действии в условиях, которые, на первый взгляд, прямо противоречат этим законам и, при определенных обстоятельствах, делают их проявление невозможным.

Мысль современных богословов, жаждущих познать Иисуса Христа, мечется в тесной клетке языка, который ограничен по своим возможностям и делает Откровение для современного сознания не просто не понятным, но превращает его в ребус, в какую-то загадку. Распутать этот клубок противоречий в состоянии только опытные богословы. Но для того, чтобы сформулировать увиденную ими истину в понятных для обывателя образах, сегодняшний богослов вынужден возвращаться к тому, с чего все началось, к самому началу христианской мысли, к самим притчам Иисуса Христа. Оперирующие примитивными и, к тому же, культурологически чуждыми для нас бытовыми реалиями, которые существовали в Палестине более двух тысяч лет назад, эти притчи, тем не менее, оказываются ближе и понятнее современному человеку, чем категории и понятия оккультно-языческого мировоззрения, лежащие в основе доктринальных формулировок христианского мировидения.  Если это несоответствие формулировки Откровения современному уровню сознания сохранится, то первое, что может произойти, это сужение сферы влияния Христианского вероучения на общественное сознание, сведение связи Христианской религии с современной жизнью большей части общества к ритуалу, имеющему значение лишь культурологического характера. Объединяющая и консолидирующая роль Церкви уменьшится. Кроме этого, активизируется внецерковная тенденция антихристианской направленности, использующая потребность общественного сознания в адекватной, рационально аргументированной формулировке основных мировоззренческих принципов, для формирования идеологии, основным содержательным элементом которой является крайне критическое отношение к христианскому мировоззрению вообще. Следует помнить, что потребность общественного сознания в едином мировоззренческом поле, сформированном на основе рациональной аргументации в соответствии с современным уровнем знаний о природе и человеке, является естественной (природной), то есть игнорировать ее нельзя ни в коем случае и никогда. В условиях, когда Христианское вероучение исторически обладает государствообразующей, консолидирующей, силой, единственный способ вдохнуть жизнь в это вероучение и, тем самым, спасти государство от потенциальной дезинтеграции это рационально аргументировать основной элемент христианского богословия – апологетику. Сделать это можно только обращаясь к разуму, используя те знания человечества, истинность которых не вызывает у большинства населения никаких сомнений. 

Исторические события последних двухсот лет ярко свидетельствуют о трагической обратнозависимой взаимосвязи между кризисом веры и государственной целостностью общества, чьи национальные идеалы теснейшим образом связаны с религиозным вероучением. Жизненность вероучения важна для духовного единства нации. Единение возможно лишь на основе разделяемых в обществе мировоззренческих принципов, истинность которых, подтверждается не только рациональной аргументацией, но и реальной животворящей силой, и потому не вызывает ни у кого сомнений. 

Современное общество «исповедует» научное мировоззрение, потому что истинность известных законов природы, открытых человечеством за последние сотни лет, сомнений не вызывает. В плане познания Бога через Его Творение, вера в истинность известных нам законов природы, частью который является сам человек, - это та твердыня, на которой строится первая часть здания нашего мировидения. Вторая часть – это вера в Иисуса Христа, в истинность Его слов и деяний. Соединение этих двух частей позволяет сформулировать послание Иисуса Христа в рамках категориального аппарата наших знаний о законах природы, тем самым сохранив преемственность богословской традиции, с одной стороны, а с другой - обеспечив надежное основание для аргументации морально-нравственных принципов использования научных достижений в будущем.

Неизбежность синтеза научного знания и знания Иисуса Христа для страны, существование которой как мировой сверхдержавы немыслимо без консолидирующего начала Христианства, обусловлена тем, что потребность в едином мировоззренческом пространстве – это объективная реальность, с которой необходимо считаться, а реформирование традиционных богословских доктринальных формул, основанное на рациональной аргументации христианской апологетики, возможно лишь, используя накопленный естественнонаучный опыт.  

История показывает, что использование политтехнологических наработок применительно к Церкви в ущерб естественному консолидирующему влиянию последней в итоге всегда приводит к неизбежной дезинтеграции общества. Рациональный подход, избавленный от нежелательных внешних влияний на развитие отношений власти с Церковью, диктует последовательное и взаимовыгодное сближение научной и богословской мысли.  

Мы стоим на пороге Откровения, которое есть дверь в другой мир. Все сокровища знаний о вселенских законах бытия находятся за этой дверью. Ключом, которым мы откроем эту дверь, является сложенные вместе две части нашего мировоззренческого здания: знание законов природы и знание Иисуса Христа. По отдельности эти части использовать очень опасно, даже самоубийственно для человечества. Но, сложенные вместе, они – ключ к двери, которая ведет в Царство Небесное.   







No comments:

Post a Comment