Wednesday 31 October 2012

Апологетика



Христианская апологетика – это фундамент, на котором строится все здание познания Бога через Иисуса Христа.

Апологетика, в традиционно-историческом значении, представляет собой собирательное название трудов раннехристианских писателей-философов второго-третьего веков, защищавших в своих трудах основы христианского мировоззрения, а в классическом богословском значении – это базовая отрасль теологии («основное богословие» в православии, «фундаментальная теология» в католицизме), занимающаяся защитой христианского вероучения посредством рациональной аргументации. Цель христианской апологетики – защита и оправдание вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.

Первые апологии были обращены к римским императорам или просвещенной публике с целью доказать правоту христианства. 

Затем апологии создавались в период гонений на христианство. Св. Августин, например, написал трактат «О граде Божием» (413-426) в ответ на адресованные христианам обвинения в том, что постигшие Рим несчастья вызваны отказом от веры в языческих богов. Апологетика обосновывала преимущества моральных принципов вероучения Иисуса Христа, их совместимость с греческой философией, преимущества христианства в роли государственной религии. 

Когда христианство стало государственной религией, христианская апологетика подразумевала уже не защиту христианской веры от нападок нехристианских мыслителей, а защиту ортодоксии от соперничающих трактовок веры в рамках христианства.

Во всех случаях апологетика принципиально защищала идею (учение Христа, веру), но не непосредственно носителей этой идеи или совершаемые ими поступки.

Такое злоупотребление как подмена объекта защиты в христианской апологетике недопустима. Иначе, это уже не апологетика, а нечто иное. Если подобное происходит, то, скорее всего, по причине упадка богословия. Оправдание ищется поступкам, а не идеям. Основанием же для оправдания поступков служат идеи, формулировка которых допускает неоднозначное толкование. В данном случае корень проблемы кроется в слабости богословской мысли, не способной выработать новый метод, который позволил бы устранить существующие противоречия и вновь сделать доступным для понимания современного человека, воспитанного, как и язычники две тысячи лет назад, в нехристианской среде, утверждение, что «Христос — это Бог, ставший человеком». Тогда это удалось сделать первохристианским апологетам-философам. Сумеет ли современная богословская мысль подняться на ту же высоту современного научного знания, как в свое время – на уровень позднеантичной философии?

Неспособность современной богословской мысли рационально аргументировать свою позицию, используя доводы, обращенные к разуму, является главной причиной современного кризиса веры. На пути позитивного видения стоят богословские концепции, которые застыли в непонятных для современного человека формулах. Мертвая буква традиционных доктринальных формул приводит к тому, что сегодня их апологеты эксплуатируют оккультно-языческие предрассудки общественного сознания так же, как и две тысячи лет назад. Любую идею можно оправдать, доказав, рационально аргументировав, ее истину. Для этого необходимо, как минимум, говорить на языке, понятном для большинства современных людей. Если же одно непонятное явление объяснять и давать ему определение через другое, не менее непонятное явление, общепринятое определение которому еще также не дано, то естественной реакцией на это является отторжение, недоверие и, в конце концов, безразличие к обсуждаемому вопросу. 

Неспособность современного христианского богословия оправдать (возможно, как ни странно это может прозвучать, неспособность даже понять) Иисуса Христа (его слова и дела) в контексте современного научного (в противовес традиционному «оккультно-языческому») мировоззрения приводит к необходимости оправдывать все те ужасы «инквизиторской болезни». Самое интересное то, что последние являются именно результатом бесплодия богословской мысли, а за ней и миссионерской деятельности, которые оставляют как зелотов, так и апологетов и адептов христианского вероучения (мировоззрения) в большинстве своем неудовлетворенными аргументацией традиционных доктринальных формул. 

No comments:

Post a Comment