Saturday 13 October 2012

Церковь и Власть


Церковь и Власть


Русская Православная Церковь как организованная форма объединения последователей Христианской религии общепризнанно играет «государствообразующую» роль. Ну и что с того? Ведь государство на Руси существовало и до представления Христианского учения. Я имею в виду государство как систему политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Киевская Русь конца Х века уже представляла собой «государство», в котором восточнославянские племена были объединены под властью Рюриковичей.  

Владимир Святославич, Великий князь Киевский, пришел к власти, захватив киевский престол в 980 году в контексте уже сложившейся системы политической борьбы. Язычество на тот момент было официальной религией. Важно отметить, что  языческие верования того времени носили универсальный характер и были присущи, в том или ином виде, всем племенам, населявшим земли от Дуная до Волги. Выбор Владимиром Христианства в качестве новой государственной религии носил исключительно практический характер и был направлен не только на укрепление политической власти центра, но и на выделение государственных границ Руси на окраинах подвластных Владимиру земель.

Князь Владимир (Красное солнышко, как его позже прозвали идеологи христианизации подвластных ему языческих племен) уделял особое внимание укреплению границ своей земли. Поэтому еще до принятия Христианства на Руси, складываются былины о русских воинах Добрыне, Микуле, Илье Муромце. Они – языческие воины, огнем и мечом пытающиеся отделить «своих» язычников от «чужих» на окраинах Киевского государства.

Позже, с принятием на Руси Христианства как государственной религии, укрепление власти Киевского князя происходило в рамках новой социальной политики, главным идеологическим содержанием которой было Христианское учение, выгодно отделявшее «своих» Православных от «иноземцев». Этим облегчалась процедура сбора налогов и податей с подвластных территорий, решалась проблема лояльности удаленных от Киева племен и городов, формировалась новая, отличная от других, не покорившихся Великому князю, земель, духовная и культурологическая общность языческих племен, принявших Христианство, которые отныне именовались Православными Христианами.

Иными словами, самим своим существованием Христианское Православие в России обязано государство образующим тенденциям в процессе развития политических отношений древней Руси. Именно в этом контексте развивались отношения РПЦ с центральной властью. Поэтому, независимо от того, как назывался глава государства на Руси, Великий Князь, Царь, Император, он традиционно воспринимался как «верховный защитник и хранитель догматов Церкви и блюститель Правоверия и всякого к церкви святой благочестия». Светская, по нашим понятиям, политическая власть Великого Князя, давшая Христианской религии возможность существовать на территории Руси, воспринимала институт Русской Православной Церкви в качестве одного из своих «государственных» институтов. Государство на Руси как политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, своим происхождением не обязано Христианской Церкви. Но, Церковь способна объединить людей перед лицом проблем экзистенциального характера, для решения которых у государства нет соответствующих ресурсов.

Считается, что проблемы и бедствия, постигшие Россию в конце IX – начале XX веков, вызваны «огосударствлением» религиозной среды. Якобы превращение Церкви однажды в министерство настолько скомпрометировало веру и религию, что вызвало общенациональное помрачение рассудка, утрату морально-нравственных ориентиров и, в конце концов, привело к братоубийственной войне. Ложность этого утверждения подтверждается тем, что на Руси всегда знали или догадывались, каким образом центральная (светская) власть влияет на жизнь Церкви, однако это не подрывало моральные устои российского общества на протяжении многих столетий. Самые страшные народные бунты и восстания, и даже внутрицерковные процессы и расколы, как правило, были связаны с политическими процессами и воспринимались российским обществом именно в этом контексте. Церковь всегда использовалась светской властью в борьбе за власть и, иногда, это делалось в нарочито демонстративной форме так, чтобы ни у кого не возникало сомнения, кто «в доме хозяин». Тем не менее, вера сохранялась, и государство продолжало существовать, решая стоящие перед ним задачи как внутренней, так и внешней политической жизни. Церковь продолжала играть консолидирующую роль, поддерживая в обществе тот характер взаимоотношений, который был необходим для сохранения стабильности и целостности государства. Естественные процессы, которые формировались и развивались в российском обществе, не выражались в общем падении нравственности, несмотря на явное главенство государства в вопросах Церковной жизни.

Причины, по которым Российская империя была (в конце концов) разрушена в начале ХХ века, носят внешний характер. Степень религиозности или веры российского общества на тот момент сыграли второстепенную роль. Церковь была лишена возможности оказывать консолидирующее влияние в полной степени, но не это привело к последующим трагическим событиям. Царская власть совершила ошибку в том, что меры, принимаемые для сохранения и укрепления государственности, были направлены, в основном, на предотвращение развития протестных настроений и тенденций так, словно эти явления развивались сами собой, естественным образом, в то время как большая часть процессов, подрывавших стабильность и порядок в обществе, явились следствием действия внешних сил, ставивших себе целью последовательное разрушение Российского государства как политической целостности.

Общественное сознание по своей природе настолько инертно, что даже революционные потрясения не способны привести в движение глубинные его слои устоявшихся представлений и верований. Семьдесят лет советской власти – слишком малый срок, чтобы существенно изменить мировоззренческую парадигму общественного сознания. Отдельные исключения и поверхностные явления лишь подтверждают правило. Две тысячи лет Христианства не изгладили из памяти человечества его языческих корней и три поколения воинствующего атеизма не смогли выветрить из российского общества Христианских идей воспринятых две тысячи лет назад. Поэтому, общая степень нравственности, воспитанной на ценностях Христианского вероучения, в современном Российском обществе примерно та же, что и сто лет назад.

No comments:

Post a Comment