Tuesday 2 October 2012

Кто имеет уши слышать, да слышит!


Важно – говорить на понятном для аудитории языке!

Язык, на котором человек объясняет самому себе окружающий его мир, представляет собой целую совокупность всех его представлений, понятий и идей, составляющих отдельную систему мировидения. Все здесь реально. А то, что не реально, что не имеет отношения к жизни, выводиться человеком за скобки как несущественное и маловажное. К реальным идеям относятся те, которые нужны для жизни, для выживания. К нереальным вещам – «детские сказки» и «бабушкины фантазии».

По-настоящему серьезно человек относится только к реальным для него вещам.
Говорить с человеком на его языке значит оперировать понятиями и представлениями, которые уже составляют основу его мировидения и в которых он уверен, что они истинны. Новое знание неизбежно ложиться на старый фундамент и необходимо сцепление новых открытий со старыми представлениями, чтобы новые идеи закрепились и пустили корни. Именно поэтому языческое так тесно переплетено с христианским, в учении и в культе, во всех культурах, принявших Христианство.

В раннюю пору Христианства, когда Язычество окружало первых Христиан повсюду и представляло собой современный для того времени, общепринятый взгляд на окружающий мир, нести благую весть можно было только общаясь с языческим миром на его языке. Первые Христиане хорошо знали этот язык. Это был язык целого пантеона богов, ангелов, духов и невидимых сил, над которыми властвовал невидимый и недосягаемый Творец всего сущего, Небесный Отец.
Иисус Христос говорил со своими учениками на этом языке, используя притчи, так, чтобы суть сказанного, можно было почувствовать. Представления того времени о мироустройстве (как и сейчас, возможно) мало соответствуют объективной реальности. Но это был единственный язык, на котором люди общались между собой, и единственный язык, на котором Иисус мог донести свою весть, свое учение, свое послание, свой план спасения человечества. Неслучайно, что догматы Христианской Церкви, которые легли в основу миссионерской вести о Христе, также были сформулированы в терминах и выражениях того времени, с использованием понятийного аппарата, принятого тогда в обществе.

Можно сказать, что Христианство с самого начала позиционировало себя в качестве наиболее прогрессивной идеологии. Оно предлагало самый передовой, для того времени, взгляд на мироустройство, на взаимоотношения между видимым и невидимым мирами. Новое учение, опираясь на авторитет Иисуса Христа как Сына Божия, предлагало новые взаимоотношения между человеком и Всемогущим Творцом, между человеком и ангелами, духами и силами, между отдельными индивидуумами и различными социальными группами. Новое учение не отрицало в корне старое мировидение, но, вращаясь в том же семантическом поле, говорило на универсальном, привычном и понятном всем, единственно доступном языке, каким являлась система языческих верований, используя этот язык, чтобы донести до всех Христово послание.

Соответствовал ли понятийный аппарат того времени всей глубине содержания послания Иисуса Христа? Нет, разумеется. Иначе, Иисус Христос не стал бы прибегать к притчам и образным выражениям, восклицая время от времени: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».

Слышали то, что сообщалось на привычном в современном Иисусу Христу обществе языке мировидения. Следует отметить, что мировоззренческий кризис к тому времени уже назрел. Язычество как неоспоримая и разделяемая всеми идеология, отражающая порядок вещей и устройство мира, деградировала и переживала упадок. То же самое происходило с иудаизмом. Все чаще слова священников и жрецов, апеллировавших к силам небесным, натыкались на сомнение в сердцах слушателей, которые все чаще начинали сомневаться в реальности силы и могуществе своих многочисленных богов и духов, если не в реальности их существования. Живая связь языческой религии с жизнью постепенно сходила на нет.

Хотя люди, как язычники, так и иудеи, продолжали мыслить и общаться категориями многочисленных духов и ангелов, содержание религиозной проповеди и откровения перестало восприниматься с полной серьезностью.

Именно поэтому Иисус говорит: «… Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали». (Матфея 11:16-17) Налицо религиозный, то есть мировоззренческий, кризис, кризис веры, на который Иисус обращает внимание слушателей.

В этом контексте всеобщего упадка веры и кризиса мировидения древнего мира проповедовал свою весть Иисус Христос, используя понятийный аппарат того времени. В этом же контексте Христианская Церковь выработала и сформулировала свои догматические положения. Очень скоро этот кризис захватит и саму Церковь. Появятся первые апологетики и защитники Христианской веры. Но догматы Церкви, раз принятые на вооружение, сохранялись не только тогда, когда языческого характера формулировки сохраняли свою мировоззренческую понятийную ценность. Церковные догмы продолжали охраняться даже тогда, когда на смену устаревающим представлениям об окружающей реальной действительности пришла «чистая» наука и противопоставила себя не только «темному» язычеству, но и «мистической» (т.е. не имеющей отношения к реальности) религии.

Неудивительно, что с ранних лет существования Христианской Церкви ее миссионерская деятельность, вместо проповеди, приняла характер политической экспансии папской власти. Содержание проповеди переставало соответствовать содержанию духовной жизни христиан. Не заставили себя ждать обвинения в лицемерии в адрес Церкви. Благая весть новой религии, не успев вырваться из уст христианского проповедника, уже вынуждена была бороться и доказывать самое право на свое существование. При этом, Христианская Церковь, предлагая обществу мировидение, которое уже не соответствовало мироощущению большинства людей, в части, касающейся догматического вероучения, все больше отставала от реальной жизни.
Этот процесс превращения живого учения Иисуса Христа об отношениях человека и Бога в застывшие формы церковных догм привел к полной деградации западной ветви Христианской Церкви.

Догматы Церкви – это окаменевшие формы древнего языка мировидения, оставшегося в наследство от язычества. Эти догмы превратились в идеологических идолов, которым, словно каменным изваяниям, должны были поклоняться христиане Католической Церкви, часто даже не понимая истинного смысла Христова послания.

В значительной степени это предопределило политику Католицизма в отношении восточной ветви Христианской Церкви, судьбу Византийской империи и Православного Христианства.

Сегодня миссионерская деятельность проповедников Евангелия, как Католических, так и Православных, наталкивается на неприятие со стороны современного общества, потому что главным содержанием проповеди является не собственно послание Иисуса Христа, а калькированные образы тех самых окаменевших идеологических идолов, которые превратили Католицизм в Язычество в Христианстве. Проповедь Христианская заменяется бессмысленной и бесполезной проповедью языческого видения учения Иисуса Христа.

Стоит ли упоминать о той пропасти, которая лежит между мироощущением людей первых столетий нашей эры и сегодняшним обществом? Уже тогда языческая парадигма мира, образно говоря, доживала свои последние «официальные» дни. А сегодня, если языческого толка предрассудки еще и живы, то только благодаря тому, что Церковь постоянно всячески поощряла или закрывала глаза на бытующие суеверия.

Мироощущение современного человека, даже мало образованного, основано на научном видении мира, прежде всего благодаря достижениям человечества в области естественнонаучного познания. Эта реальность научного мировоззрения воспринимается нами так же остро и актуально, как две тысячи лет назад воспринималась реальность языческого мира «знаний» о духах и привидениях.

Мы не только способны, но и обязаны использовать подвиг первых учеников Иисуса Христа, отразивших образ и весть Спасителя в своих письмах, чтобы дать жизнеописанию Иисуса новое прочтение. Прочтение, которое по-новому объяснит суть и сокровенный смысл послания Иисуса Христа. Принимая во внимание то, как Церковь изначально относилась к Писанию и проповеди, можно предположить, что мы найдем много интересного в ходе непредвзятого чтения Библейских текстов в оригинале. Впрочем, изучение Слова никогда не прекращалось. Но, дело в том, что для этого недостаточно лишь иметь богословское образование. Необходимо уметь интерпретировать прочитанное так, чтобы это соответствовало известной нам реальной действительности, давало живую связь духовных законов Христа с известными законами природы, частью которой мы являемся. Миры видимый и невидимый воспринимаются нами с учетом научных открытий, многие из которых, конечно, не ведомы обывателю. Но работа современного богослова – это синтез наук и послания Иисуса Христа. Современный язык научного мировоззрения, конечно, не в полной мере соответствует всей глубине смысла послания Иисуса Христа, заключенного в его словах и делах, но это – универсальный язык, который способен объединить всех людей так же, как и язык Любви.

 Чтобы донести истинный смысл послания Иисуса до слушателей, миссионер должен не только знать, что Спаситель хотел сказать своим ученикам, но уметь передать это, используя представления и понятия, общепринятые в современном обществе при описании окружающей нас действительности.

Как заметил немецкий католический теолог Карл Ранер (1904 - 1984), «Важно не только знать веру, но и понимать жизнь».

No comments:

Post a Comment