Friday 23 November 2012

Свобода и "Эль Шаддай"!



«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт. 17:1)

В синодальном переводе Библии слово «Эль Шаддай»  (אל שׁדי) переводиться как «Всемогущий». Такой перевод на русский язык имени Бога дает ложные основания полагать, что Бог, как субъект, который "все может", обладает "свободой". Философская категория свободы, при этом, ошибочно применяется к понятию божественного и свобода начинает рассматриваться как некая сущностная характеристика Бога. Оправдано ли применение категории свободы к Богу? 

Свобода – это универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.  Понятие свободы применимо исключительно к субъекту, который осуществляет свою деятельность в пределах определенной системы координат, составляющей по отношению к этому субъекту внешнюю культурную среду, которая, является потенциальным источником внешних ограничений (делай то, не делай то). Главным условием применимости категории свободы является наличие этих двух элементов системы: действующего субъекта и окружающей его внешней среды. 

Бог, в отличие от Человека, не находится в пределах какой либо внешней среды, определяющей Его поведение. Свободен или не свободен Бог с философской точки зрения можно было бы определить только при наличии внешней по отношению к Богу области, культурной среды как необходимого второго элемента системы, в рамках которой мы могли бы определить, существует целеполагание Богу или нет. Если бы такая среда вокруг Бога существовала, то Он не был бы Богом, а был бы частью системы. Поскольку же Бог Един, то есть существует в отсутствие внешних систем, как Единосущий, включая все в себя, то понятие свободы к нему не применимо. 

Свободны мы или нет, мы определяем по влиянию внешней среды. Если бы вокруг нас была пустота, точнее, вообще ничего, кроме нас, не было, мы не были бы свободны в смысле отсутствия влияния со стороны внешнего мира. Потому что внешнего мира бы не существовало и не существовало бы для нас тогда самого понятия свободы или рабства. Априорное отсутствие ограничений делает понятие о свободе бессмысленным.  Мы бы находились в совершенно другом состоянии, совершенно непонятном для тех, кто пытается вырваться из рабства. 

К сожалению, философия, в отличие от Слова Божия, не очень помогает нам приблизиться к познанию нашего Бога. Бог Авраама, между тем, вообще остается для нас загадкой, как остается для нас загадкой большая часть Библейской истории. Возможно, главная причина - в трудности перевода.

Существует два основных варианта словопроизводства имени Бога, обозначенного словосочетанием «Эль Шаддай»: (אל שׁד). От корня «דש» (shad) - означает «грудь», как в слове «кормящая мать»; 2. От корня «שדד» (shadat) - «грабить, разорять, разрушать». Первый вариант («питающий, дающий материальные блага и поддерживающий жизнь, делающий плодовитым») подтверждается контекстом в кн. Бытие: 17:1; 28:3; 35:11; 43:14; 48:3; 49:25. Второй («применяющий разрушительную силу, опустошающий, разоряющий») – в книге Иова.

Следует отметить, что написание слова («שׁדי») (shaddai) полностью совпадает с написанием слова, означающего «демонический», от него происходит «שדים» (shedu) «демоны, бесы». По мнению некоторых специалистов, эти однокоренные слова этимологически восходят к имени египетского бога Сета или Сетха – бога хаоса, смерти, беспорядка, пустыни и всякого зла. 
Именно ему поклонялись аморреи-сутии, кочевавшие в Междуречье и Палестине. По своему происхождению Авраам был семитом аморреем (Быт. 14:13) и соответственно тоже поклонялся этому древнему божеству, олицетворявшего разрушительную силу.

В Месопотамии наименование «аморреи-сутии» (этноним "амуру", означает "запад" или "люди с запада") применяли по отношению к западно-семитским племенам пастухов-кочевников. Слово «сути» (или по-аморрейски "шутии") означает «потомки некоего Шуту» (Суту). Имя Шуту (Суту) – это амморейский «дубликат» имени Сиф (Шет) (Быт. 4:25, 5:3), которое по-аккадски должно читаться как Суту. Авраам ведет свою генеалогию от Сима (Шема). Слово "шем" означает просто имя, что, возможно, свидетельствует о табуировании настоящего имени. Не исключено, что Сим - это просто видоизмененное имя Сифа (Шета).

Таким образом, Бог «Эль Шадай», которому поклонялись Авраам, его современники и его потомки  в те времена, когда Бог еще не открылся Моисею как «Яхве» («сущий»), в их восприятии представлял собой, с одной стороны, источник исключительно земного процветания, «питающий, дающий материальные блага и поддерживающий жизнь, делающий плодовитым», а с другой стороны - источник насилия, «опустошающий, разоряющий», применяющий разрушительную силу, в том числе как средство передачи в руки своих «детей» вышеупомянутых материальных благ.

Примечательно, что Иисус Христос, обращаясь к фарисеям (Иоан. 8:41, 44), вероятно, обыгрывал близкие по звучанию и почти одинаковые по написанию слова, одно из которых традиционно обозначало божество, которому покланялись древние кочевники-разбойники, потомки Авраама, "Эль Шаддай"  (אל שׁדי), и в котором перекликались значения «дающий пропитание» и «применяющий силу», а второе переводилось как "Сатана".
 

Библейское имя Бога «Эль Шадай» означает не столько «всемогущий», сколько «всеблагой». Этимология слова «Шаддай», как производное от однокоренных слов «Шад» и «Шаддад», указывает на то, что Авраам вкладывал иной смысл в словосочетание «Эль Шаддай», нежели тот, который дается в синодальном переводе Библии.


Бог Авраама («Эль Шаддай») – это Бог, который дает все материальные блага, необходимые для процветания, включая средства их производства: землю и рабов, с одной стороны, а с другой – силу, необходимую для борьбы с врагами, и плодовитость.

Конечно, мы можем утверждать, что конечным источником благ для Авраама был тот же самый Всевышний Бог, которому мы поклоняемся сегодня. Но для Авраама важна была именно та характеристика Бога, согласно которой Бог – это Эль Шаддай, то есть, прежде всего, «Господин податель всех благ и силы». В этом смысле, нет основания для того, чтобы утверждать, что Бог открылся Аврааму как «всемогущий». Во всяком случае, здесь нет этого значения. Следовательно, нет основания для того, чтобы утверждать, что философская категория свободы, как логическое производное понятия всемогущества, может быть выведена из имени Эль Шаддай. 

Таким образом, не только с философской, но и с библейской точки зрения, категория свободы не является одной из характеристик Бога.

4 comments:

  1. Air Canada Reservations Thanks for the information provided by you it’s really great to help from your side but I got the complete solution from the mentioned site

    ReplyDelete
  2. This post gives truly quality information. Hope to see you again. I find that this post is really amazing. Thanks for watching.

    Aol Mail Login

    ReplyDelete


  3. Norton is the most used antivirus in the world and the foremost who has a lot of fame, after buying Norton Antivirus. You can create a Norton account by following the instructions by visiting norton.com/setup official website. and easily install Norton with a product key or key code.
    [url=https://nsteup.com/]norton.com/setup[/url]
    norton.com/setup

    ReplyDelete