Saturday 15 June 2013

Возвращение в Государство





Одна из главнейших проблем 21 века для Христианской Церкви - проблема евангелизации. Миссионерская деятельность Церкви затормозилась давно, почти тысячелетие назад. С тех пор христианское общество находится в положении обороняющегося в то время, как ортодоксальные христианские идеи не получают должного распространения за пределы традиционной христианской общины.

Одна за другой пали христианские империи и монархии, до этого столетиями определявшие характер развития общественных отношений на большей территории Ближнего Востока, Средиземноморья и Европы. Сейчас Россия - это единственная страна такого масштаба, где христианство практически все еще имеет статус государственной религии и не существует гонений или притеснения христиан.

Христианские общины существуют в разных странах, но их жизнь, скорее всего, напоминает жизнь экзотического животного в огороженном пространстве. Они существуют, не производя лишнего шума, не занимаясь активной евангелизацией, опасаясь выходить за определенные окружающим их обществом рамки. В таких условиях в странах Запада существуют и многие другие религиозные организации, ни одна из которых не является доминирующей в системе государственных отношений.

В России ситуация иная, поскольку Христианская церковь является доминирующей и играет государствообразующую роль. Тем не менее, события последних нескольких сот лет свидетельствуют о том, что церковная жизнь переживает упадок. Христианское мировоззрение уступает место различным синтетическим информационным продуктам, призванным сформировать в обществе определенный идеологический климат.

Одним из следствий потребления обществом различных синтетических идеологем стало противопоставление в нашем сознании понятий государства и церкви. Лозунг “отделения церкви от государства” прочно засел в нашей памяти и форматирует наше сознание под новые программы информационно-пропагандистской обработки населения. Между тем, само понятие “государства”, которое, вскоре после уничтожения европейских христианских монархий, было внедрено в общественное сознание взамен старого (“старорежимного”) понятия “государя”, то есть царя (императора, короля), для многих далеко не очевидно.

Христианская Церковь, в том числе, Руская Православная Церковь, давно является в глазах западной политической элиты врагом номер один. Прежде всего потому что христианское вероучение универсально по своей сути и способно объединять большие массы людей в национальные и многонациональные государства. Традиционно главой такого государства был государь (царь, император) как символ и проводник отеческой любви и заботы Бога о своих детях, объединенных в этом мире единством веры и любви в рамках отдельного государственного образования (монархии, империи).

Именно поэтому Христианство стало мишенью для атак, последовательных и не прекращающихся по сей день. С помощью внедренных в образовательные и научные круги идей, антирелигиозных по сути и антихристианских по своему характеру, удалось в свое время представить церковь в качестве общественного врага, инородного тела в теле государства и убедить общественность и политическое руководство христианских государств в необходимости отделения церкви от других государственных органов и политических институтов, тем самым нарушив нормальное естественное развитие общественных отношений в этих странах, включая Россию.

Последствия этой идеологической диверсии дают о себе знать до сих пор. Отторжение церкви от всестороннего органичного участия в жизни общества привело, в конечном итоге, к деградации общества в целом, распаду и уничтожению государств, поддавшихся этому целенаправленному пагубному влиянию. Церковь пытались, и еще пытаются, отрезать от тела, частью которого она является. Неудивительно, что в этих условиях Русская Православная Церковь уделяла мало внимания расширению своих границ в рамках миссионерской деятельности. Как гласит известная поговорка, не до жиру, быть бы живу!

Сегодня Русская Православная Церковь переживает более благоприятный период. Следует отметить, что возрождение церковной жизни в России сопровождается различными злоупотреблениями и падением нравов священнослужителей. На фоне подъема интереса молодежи к вопросам веры и религиозного мировозрения замаячила проблема падения посещаемости церквей и храмов. Использование церкви в качестве инструмента манипулирования общественными процессами в стране со стороны кремлевских политтехнологов советской закалки вызывает отторжение большей части населения России от традиционных форм церковной жизни и религиозного культа.

Вновь на повестке дня - вопрос о взаимоотношении церкви и государства. Этот вопрос приобретает принципиальное значение, когда дело касается проблемы евангелизации и катехизации. Сможет ли Православная Церковь стать церковью народной, не превратившись в церковь государственную? Какие ресурсы необходимо использовать для развития миссионерского диалога с язычниками?

Парадокс в том, что церковь не может быть народной, если она не является государственной! Прежде всего это относится к церкви, которая уже является доминирующей в обществе. Христианская Церковь знакома с опытом жизни в качестве малочисленной общины в практически чужом государстве на примере Римской Империи первых веков нашей эры. Христианская Церковь обладает также большим опытом активного сотрудничества со всеми государственными институтами в эпоху существования Византийской Империи. Но только в России досинодального периода Христианская Церковь являлась неотъемлемой частью государства, органично выросшей на почве славянского язычества, переплетаясь со всеми институтами общественной и политической жизни, дополняя симфонию монархической, аристократической и церковно-народной власти в государстве.

Возможно, следует отдельно изучать уникальный опыт развития государственных отношений в России 17 - 18 веков, чтобы понять, что такое христианское государство. Как известно, Аристотель одним из первых предложил теорию государства как естественного процесса усложнения форм общежития людей. Вначале люди объединялись в семьи, затем несколько семей образовали более крупные социальные группы, а на завершающей стадии этого процесса возникло государство как форма общежития граждан, использующих особое политическое устройство и подчиняющихся власти закона.

Государство - это политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства государство может быть федерацией или унитарным государством. В теории права государство - это определенный способ организации общества, определенная организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество.



Понятие государства включает в себя не только совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.). Государство - это не только субъект международного права и участник международных отношений. Государство - это также политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия.

Именно право применения насилия определяет, в конечном итоге, воззрение той или иной политической элиты на теорию возникновения государства. В зависимости от методов и способов удержания власти, правящая элита навязывает (тайно или явно) остальной части населения те или иные взгляды на государство, поскольку от этого зависит устанавливаемый в обществе юридический порядок.

В соответствии с установленным юридическим порядком, правящая элита получает законное право (от лица всего общества) применять насилие по своему усмотрению. Именно поэтому политическая борьба отдельных классов и сословий за власть всегда сопровождается информационным обеспечением в виде новых “научных” теорий, в том числе, касающихся происхождения государства и общественного устройства.

Так в Новое время получила широкое распространение договорная теория происхождения государства. Согласно этой теории, люди, пребывавшие первоначально в естественном, догосударственном состоянии, решают сознательно создать государство, то есть заключить договор, чтобы надежно обеспечить для всех основные демократические права и свободы. Политическая элита западного общества “развитой демократии” в течение всего 20 века и в начале 21 века наглядно продемонстрировала, как во имя защиты “демократических” прав и свобод применяется вооруженное насилие.

На фоне кризисных событий, сопровождающих развитие капиталистических отношений, договорная теория государства подкрепляется другими воззрениями, оправдывающими насильственные действия западных демократий. Власть постепенно консолидируется в руках политической элиты западного общества, которая действует все более авторитарно с целью захватить всю полноту власти не только в отдельно взятом государстве, но в мире в целом. Для этого используются все более откровенно захватнические (империалистические) методы и формы применения насилия, в том числе, по отношению к иностранным суверенным государствам.

В общественном сознании формируется представление о государстве на основе «теории завоевания», описывающей процесс возникновения государства как результат завоевания одного племени другим. Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце 19 - начале 20 веков. Ее основоположники утверждали, что война и завоевание - это мать государства.

Подобные теории призваны манипулировать общественным сознанием, создавая более благоприятный идеологический климат для продолжения применения насилия политической элитой современного западного общества. Применение насилия является неизбежной составляющей экстенсивного характера развития общественных отношений при капитализме. Поэтому любые социальные теории западных ученых являются по сути не научным, а информационно-пропагандистским материалом.

Государство как определенная политическая организация общества с определенной формой правления представляет собой результат эволюции общественных отношений в рамках отдельной социокультурной общности, существующей на определенной территории. Географическое положение той или иной социокультурной общности во много определяет характер общественной организации и политических процессов в данном обществе.

Церковь в данном случае является одной из составляющих общественной организации данной социокультурной общности и поэтому она, церковь, на равных с другими политическими институтами, занимается организацией общественной жизни на определенной территории!

Взаимоотношения церкви с другими субъектами, органами и агентами общественно-политических отношений в рамках отдельного государства сложны и многообразны. Занимаясь своей деятельностью, церковь не может быть “государством в государстве” по отношению к остальным общественно-политическим институтам, в том числе, в вопросах евангелизации и катехизации. Миссионерская деятельность церкви, как одно из направлений развития общественных отношений, неизбежно связана с деятельностью других государственных органов. Их деятельность и функции органично переплетены между собой и составляют единое целое.

Государство как система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории, обречено страдать от неправильно функционирующих органов и, в конечном итоге, погибнет, если один из этих органов начать насильственно отделять от других. Расчленение государственного тела таким образом приведет только к долгой мучительной смерти всего государства. Точно так же, как религиозные мысли и убеждения являются неотъемлемой частью человеческого сознания и составляют целостность человеческой личности, так религиозные институты являются неотъемлемой частью человеческого общества, органично дополняя целостность и единство государства в целом.

Государство - это этап на пути развития общественных отношений. Церковь - это часть государства, от которого ее не возможно отделить, не уничтожив, в итоге, все государство. Именно поэтому, государственные (общественные) ресурсы - это также и ресурсы Церкви. Следовательно, миссионерская деятельность РПЦ - это деятельность всего государства точно так же, как экономическая политика отдельных корпораций и госкомпаний приобретает характер государственной политики той страны, частью которой они являются.

Миссионерская деятельность РПЦ всецело зависит от того, насколько интегрирована и взаимозависима церковная жизнь с жизнедеятельностью всего государства, в том числе его официальных органов власти, общественных объединений и политических организаций, а также научных, образовательных и исследовательских институтов. Кроме того, современный уровень развития общественных отношений в России, где доминирующее положение занимает Православная Церковь, делает необходимым, точнее неизбежным, использование православными христианами для миссионерской деятельности всех необходимых рессурсов российского государства как субъекта международного права и участника международных отношений.


No comments:

Post a Comment