Последствия
язычества (славянского политеизма) невозможно победить с помощью только
христианской катехизации. Отголоски более ранних форм религиозных верований
(фетишизм, анемизм, тотемизм) продолжают существовать в наше время.
Народные
верования основаны на духовном опыте, возраст которого насчитывает много тысяч
лет. Многобожие, сложившееся у большинства славянских народов задолго до
принятия христианства, характеризуется обилием сложных образов, которые
впоследствии стали фундаментом для христианского монотеизма.
Христианство -
это этап эволюции религиозной веры народов! Христианское вероучение, в той
форме, в которой оно дошло до нас со времен Византийской империи, лишь
способствовало объединению племенного языческого разнообразия в рамках единого
универсального, повсеместного, монотеистического вероучения, в котором ранние
формы религиозных верований играют роль своего рода кирпичиков, лежащих в
основании всего вероучительного здания.
Христианство
эксплуатирует языческие предрассудки, чтобы объединить все народы под одним
“истинным” Богом. Таким образом, древнейшие формы религиозных верований,
распространенные среди всех народов, сыграли определенную роль в духовном
объединении “языцев”.
Благодаря
христианскому вероучению объединение славянских народов прошло очень успешно,
но это не значит, что древние языческие верования исчезли. Как фундамент здания
с естественным разрушением последнего остается и разрушается в последнюю
очередь, так древние языческие верования и предрассудки, лежащие в основе так называемого
христианского мировоззрения, исчезнут в последнюю очередь, чтобы уступить место
исключительно научному миропониманию.
К сожалению,
личность Иисуса Христа воспринимается с позиций народных верований, то есть
так, как она воспринималась две тысячи лет назад. Не удивительно, что мракобесы
всех мастей оказываются в первых рядах не желающих ничего слышать ревнителей
“истинной веры”, как только речь заходит о переосмыслении слов и деяний Иисуса
Христа с учетом современных естественно-научных знаний.
В мутной водице
народных предрассудков и страхов намного легче обманывать и обкрадывать наивных
или малообразованных людей. Кроме того, когда в страхи погружены большие массы
людей, ими легче манипулировать. Поэтому, до тех пор, пока народные верования
всех форм и статей служат надежным фундаментом государство образующей “веры
православной”, государственные органы управления и контроля также будут
способствовать поддержанию в обществе определенного градуса религиозных
предрассудков и суеверий.
Главная опасность,
которая кроется в этой ситуации, заключается в том, что так называемый
традиционный, то есть народный (языческий), подход к трактовке слов и деяний
Иисуса Христа исключает истинное (действительно научное) понимание личности
нашего Спасителя и захлопывает перед современным пытливым умом дверь, ведущую к
пониманию глубинных законов бытия, о которых говорит нам Христос.
Между тем,
откровенно антихристианское направление поддерживает сохранение древних
народных предрассудков и использует современный научный инструментарий для
обоснования псевдонаучных социальных теорий, оправдывающих антиобщественные и
античеловеческие тенденции в развитии общественных отношений.
Языческие
предрассудки выполняют также роль своего рода консерванта, позволяющего
зафиксировать послание Иисуса в его исходной форме для того, чтобы все,
сказанное и сделанное Спасителем, могло быть расшифровано тогда, когда мы будем
к этому готовы. На каждом этапе эволюции сознания смысл этого послания
раскрывается с большей глубиной по мере того, как наши детские страхи, суеверия
и предрассудки рассеиваются. Во всей своей полноте послание Иисуса Христа
раскроется тогда, когда обволакивающий его защитный слой традиционных народных
(языческих) форм религиозных верований растает и естественно-научный
инструментарий познания позволит понять окончательно, что говорит нам
Спаситель.
Образование,
естественно-научное познание окружающей нас действительности являются непременным
условием развития общественного сознания и последовательного вытеснения детских
страхов, народных суеверий и религиозных предрассудков из жизни человеческого
общества.
В сочетании с
развитием богословия (в частности, христологии), развитие образования и науки
позволит новым социальным теориям более соответствовать действительности и
направлять развитие общества в направлении его дальнейшего единения и
гармонизации общественных отношений в целом.
No comments:
Post a Comment