Monday 4 March 2013

Мордехай и Пурим





Мордехай жил в городе-крепости, столице Персии, Сузы (Шушан), недалеко от царского дворца, вместе со своей племянницей, которую воспитал как дочь, сиротой по имени Эстер (или Эсфирь, это было ее персидское имя, а прежде - Гадасса). Мордехай был очень образованным человеком. Он был потомком иудеев, но не по родовому происхождению, а по национальной принадлежности к иудейскому царству. Мордехай принадлежал к колену Биньяминову. После разрушения Храма, лучших представителей переставшей существовать страны Навуходоносор пригнал в Валилонское царство. Отец и дед Мордехая принадлежали к интеллектуальной элите Иудеи своего времени. Скорее всего, Мордехай был одним из тех, кто, после вавилонского пленения, прибыв в Иерусалим, затем вновь вернулся в Персию.

Мордехаю повезло – он служил при царском дворе, скорее всего, в дворцовой охране, занимая пост смотрителя царских ворот. Во времена Мордехая в Персии не многие евреи достигали такого высокого социального положения. Большинство занималось ремесленной, торговой или сельскохозяйственной деятельностью. Не смотря на то, что евреям удавалось преуспевать в торговле и ремеслах, редко кто дослуживался до мелкого или среднего провинциального чиновника, если выбирал государственную службу. О серьезной военной или политической карьере и громких титулах не приходилось даже мечтать. Попытки евреев пробиться вверх по социально-политической лестнице встречали яростное сопротивление со стороны местной знати и бюрократии.

В условиях тоталитарного государственного правления единственным способом обрести освобождение и создать более благоприятные условия для перемен было – максимально приблизиться к источнику административной и политической власти, чтобы попытаться путем интриг и манипуляций по возможности перехватить инициативу в вопросах влияния на процесс принятия решений царем и его бюрократическим аппаратом. В запутанном клубке дворцовых взаимоотношений царь являлся центром этого сложного механизма и личные качества и черты характера царя во многом определяли характер его ближайшего окружения, потенциальные представители которого постоянно находились во враждебных отношениях друг с другом, соперничая за место у трона. В конечном счете, победу одерживал тот, кто сумел лучше других подстроиться под характер и темперамент царя, умело манипулируя слабостями последнего, главной из которых, неизменно, было неотступное ощущение опасности возможного предательства. Завоевание доверия со стороны царя путем доказательства своей верности и преданности являлось одной из главных целей дворцовых интриг.

Визирь в персидском царстве являлся единственным человеком, который мог существенно влиять на политику царя внутри государства. Будучи так близко от царя и его визиря, вокруг которых был закручен клубок непрерывных дворцовых интриг, Мордехай, прежде всего, изучал характер и личностные качества царя, его сильные и, самое главное, слабые стороны.

Мог ли такой человек, как Мордахой, сын Иаира, внук Семея и правнук Киша из колена Биньяминова, принадлежавший в высшим слоям иудейского общества своего времени, оказавшись так близко к источнику царской власти всей Персии, стремиться к чему-то иному, чем освобождение своего народа?

Персидский царь Ксеркс, не смотря на показные самоуверенность, тщеславие и эксцентричность, был по природе человеком недалеким, бесхарактерным и слабовольным. От отца, Дария 1-го, которого в свое время прозвали «добронравным», он унаследовал мягкость и склонность избегать конфликтов в межличностных отношениях. Он легко подчинялся внешнему влиянию, особенно если был пьян или находился в стрессовом состоянии, и был невероятно суеверен. Эти недостатки позволяли его окружению манипулировать им, однако значительная часть времени, проведенная Ксерксом в начале его правления в походах и боевых экспедициях, удачно избавляли его от придворных интриг. Кроме того, зная свои слабости и коварство подданных, он старался всячески оградить себя от чрезмерных личных контактов и ревностно поддерживал ранее установленный во дворце порядок, согласно которому, всякий, явившийся к царю без приглашения или вызова, подлежал смертной казни.

Однако потомок древней династии Ахаменидов знал свое дело. Вступив на престол в ноябре 486 года до н. э. в возрасте около 36 лет, Ксеркс, прежде всего, занялся самым насущным – начал покорять восставшие на окраинах царства народы. В течение первых пяти-шести лет своего правления Ксеркс успешно подавил восстания в Египте и Вавилонии, формально ликвидировал Вавилонское царство, превратив его в обычную сатрапию, и начал готовиться к походу против Греции. С этого времени у Ксеркса появляется новый титул, который останется за всеми преемниками Ксеркса. Персидский царь начинает называется, не как раньше, «царем Персии и Мидии, царем Вавилона и Стран», а просто - «царь Стран».

Стабилизировав ситуацию в Персии, Ксеркс начал подготовку к войне с Грецией. Подготовка была очень тщательной и заняла несколько лет. Создавалась целая инфраструктура обеспечения боевых действий на суше и на море, в том числе инженерно-технического, продовольственного и дипломатического. Работы велись самые разные: сооружались каналы, строились мосты и продовольственные склады, возводились понтонные мосты. Послы и агенты были направлены в различные государства Балканской Греции и Карфагена.

Шел четвертый год царствования Ксеркса. В наследство от отца ему достались сто двадцать семь провинций самого большого царства в мире. Подавив отдельные бунтующие провинции, Ксеркс занялся внутриполитической дипломатией. Для укрепления связей с поместными военачальниками и царевичами Ксеркс организовал продолжительный пир, на который были приглашены все виднейшие представители потомственной знати, стоявшие во главе персидских сатрапий и соседних царств.

Поскольку расстояния были не близкие, пиршество затянулось на полгода. Каждый день приглашенные, сменяя друг друга, то прибывали, то убывали, весело проведя на царском застолье некоторое время. Таким образом, Ксеркс одновременно праздновал свое восшествие на престол и в ходе веселых попоек с гостями, укреплял с ними взаимопонимание, симпатию и дружбу, что было особенно важно для царя, недавно вступившего на престол. В то же время, постепенно многомесячное пьяное веселье начинало давать побочные эффекты. На этом пиру царь Ксеркс под воздействием вина продемонстрировал поистине пугающие симптомы внушаемости, податливости и слабохарактерности, которые привели к печальным последствиям сначала для его супруги и, в конце концов, превратили самого царя в орудие внутриполитических интриг, впоследствии ставших главной причиной не только его собственной гибели, но падения всего Персидского государства.

Мордехай, несомненно, является главным организатором заговора против царя Ксеркса. Отправной точкой этого заговора стал развод царя со своей женой Астинь, которая, согласно легенде, отказалась выполнить требование царя и не вышла к пирующим гостям. Следует отметить, что, согласно древним персидским обычаям, жена царя является хозяйкой пира на женской половине дворца. Присутствие царицы во время пира на мужской половине дворца, перед разгоряченными гостями царя, было недопустимо. Ксеркс же приказал жене прийти и продемонстрировать свою женскую красоту перед гостями, тем самым поставив ее в один ряд с наложницами, развлекавшими во время пира царя и его гостей. Для царицы, как хозяйки женской половины дворца, это было, в принципе, неприемлемо.

Вряд ли Ксеркс желал, действительно, унизить царицу. Скорее всего, Ксеркс, под воздействием выпитого вина, сделал это по наущению своих подвыпивших гостей. Во всяком случае, решение удалить жену от себя и престола он принял исключительно под давлением со стороны своих гостей из числа поместных князей и царевичей («Каршена, Шефар, Адмафа, Фарсис, Мерес, Марсена, Мемухан - семь князей Персидских и Мидийских, которые могли видеть лице царя [и] сидели первыми в царстве»).

Внушаемость и слабохарактерность в сочетании с тщеславием и легкомыслием Ксеркса на примере судьбы его жены ярко продемонстрировали его слабое место. Через полтора – два года после того, как царь Ксеркс отдалил от себя жену, он, проведя некоторое время в боевых походах против Греции, вернулся и, по совету своих мудрецов, обеспокоенных чрезмерно эксцентричным поведением своего царя, выбрал новую царицу, которой оказалась племянница Мордехая, сирота Эстер. Царь Ксеркс не знал, что она была еврейкой.

Приближение Эстер к персидскому царю настолько хорошо вписывается в последовательность дальнейших действий Мордехая, Эстер и некоторых из дворцовых слуг, что невольно возникает подозрение, а не было ли там изначально чего-то большего, чем просто удачное стечение обстоятельств. Впрочем, принимая во внимание размах и смелость самого заговора, возможное возникновение его идеи вскоре после того, как Эстер стала царицей, вполне можно отнести на счет мордыхаевского гения политических интриг.

На седьмом году правления царя Ксеркса Эстер, которой Мордехай запретил раскрывать свое еврейское происхождение, стала законной супругой царя и сумела добиться его исключительного расположения. Получив в лице своей племянницы прямой доступ к царю, Мордехай, еще до окончания во дворце процесса нового набора девственниц для царя, сообщил через Эстер о якобы готовящемся заговоре против царя. В результате, заговор раскрыт, двое из дворцовой прислуги казнены, а имя Мордехая было записано в царскую книгу событий. Официально засвидетельствованная в письменном виде подобная преданность царю окажется в будущем, в решающий момент, очень важной деталью.

Исключительная гениальность заговора Мордехая против царя Ксеркса заключалась в том, чтобы не только стать первым евреем-визирем и проводить в дальнейшем от имени царя политику, наиболее благоприятную для евреев, но, при этом, предотвратить угрозу возможных заговоров со стороны персидской знати, прежде всего, устранив тех ее представителей, которые были изначально принципиально настроены против евреев и представляли собой наибольшую угрозу. Сам факт того, что еврей стал бы вторым лицом в персидском царстве, привел бы в движение самые влиятельные круги антиеврейских сил, которые, в конце концов, погубили бы Мордехая, а, возможно, и его племянницу и всех евреев в царстве.

Мордехай тщательно проинструктировал Эстер, что, как и когда делать, заранее согласовав с ней свои действия. Затем он приступил к исполнению своей части заговора. Прежде всего он стал регулярно провоцировать Амана, царского визиря, демонстративно отказываясь оказывать ему особые почести, когда тот проходил мимо ворот. Провокация была рассчитана таким образом, что для Амана, как человека занимающего несоизмеримо более высокое положение при дворце, не возможно было перевести этот конфликт в плоскость личных отношений, а прямого повода для официальных претензий Мордехай не давал. Тем не менее, вызывающее поведение Мордехая ставило Амана в крайне неловкое положение. Неприязненное отношение Амана к евреям еще больше обострилось, когда Мордехай открыто заявил присланным к нему Аманом людям, что ни он, Мордехай, и никто другой из евреев никогда не будут поклонятся Аману, как Богу, так как это противоречит иудейской религии.

Реакция Амана была ожидаема и решение об истреблении всех евреев под предлогом их неблагонадежности, возможно, было принято по свету отдельных дворцовых придворных или слуг, на первом этапе принимавших участие в заговоре. Скорее всего, это был евнух Харбона, один из тех семи евнухов, которым царь Ксеркс когда-то приказал привести к себе на пир царицу Астинь.

Согласно возглавленному Аманом заговору, евреи, проживавшие на территории Персии, подлежали либо уничтожению, либо изгнанию за пределы царства. Царь Ксеркс с готовностью согласился с планом Амана и дал ему как своему визирю право написать от имени царя указ, разрешавший всем жителям Персии убийство евреев в день 13-го числа 12-го месяца того года, то есть за шесть месяцев до назначенной даты, чтобы дать время, чтобы гонцы успели разнести указ во все 127 провинций и новый закон вступил в силу. Аман немедленно начинает организационные приготовления и, получив от царя деньги, первоначально отданные Аманом в царскую казну в знак готовности Амана исполнить задуманное без ущерба для царя, на оплату работы, устанавливает связь с непосредственными исполнителями грядущей бойни на местах. Все потенциальные активисты и участники предстоящего всемирного еврейского погрома во главе с Аманом, желавшим лично расправиться с Мордехаем, были налицо. Народы Персии замерли в ожидании, потрясенные неожиданным указом царя.

Эстер, в свою очередь, действовала не менее решительно, во всяком случае, гораздо более предприимчиво, чем об этом написано в библейской Книге. Ее задача заключалась в том, чтобы вызвать конфликт между Ксерксом и Аманом. Вопреки расхожему образу застенчивой, но самоотверженной, еврейской девушки, которая честно играла роль жены персидского царя, Эстер была не просто послушной племянницей Мордехая, но активной соучастницей этого рискованного заговора, в котором она сыграла огромную роль. Церковные интриги, особенно, когда на карту поставлена жизнь всего твоего народа, не терпят сантиментов и самообмана.

В планы Эстер входило, с одной стороны, сделать так, чтобы Аман поверил, что Эстер невыносимо противно быть с царем и она готова убить (отравить) Ксеркса и объявить его, Амана, законным царем и своим мужем. Не исключено, что Эстер сумела убедить Амана в своей искренности, предварительно его соблазнив. Затем, окончательно склонив Амана на свою сторону, она объяснила, что ему надо сделать, чтобы народ, узнав о смерти царя, готов был принять Амана в качестве достойного преемника Ксеркса. Для этого Аман должен был в назначенное время попасться на глаза царю и на вопрос царя, какие почести следовало бы оказать самому верному и достойному слуге царя, посоветовать царю посадить этого человека на царского коня, надеть на него царскую верхнюю одежду, возложить на его голову царскую корону и провести верхом на коне по всем людным местам столицы, повторяя: «так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестью».

Эстер обещала Аману, что накануне перед этим она подговорит царя оказать ему, Аману, как самому верному слуге, любые почести, какие он пожелает. Таким образом, Аман получит гарантии, что народ, узнав о смерти царя, примет его визиря как наиболее достойного преемника. Эстер обещала, что подложит яда в вино Ксеркса и тот умрет, по официальной версии, от слишком много выпитого вина. Таков был план, изложенный Эстер для Амана.

Что же сказала Эстер Ксерксу? После устроенного по ее просьбе пира, убедившись, что царь выпил достаточно много вина, она пожаловалась ему, что Аман ведет себя в последнее время очень странно и, возможно, плетет заговор против него, царя, потому что требует, чтобы все ему, Аману, воздавали царские почести (это была правда, так как сам Ксеркс распорядился, чтобы Аману воздавались особые почести). Эстер, кроме того, заявила, что Аман в последнее время стал оказывать ей особые знаки внимания, добиваться ее расположения. Отчего бы это? Уж не метит ли Аман на место Ксеркса, а ее, Эстер, хочет оставить при себе и царском троне?

Конечно, Ксеркс, даже не смотря на то, что был не вполне трезв, не мог бы в это так легко поверить. Тогда Эстер напомнила царю, что во дворце совсем недавно уже был один заговор, о котором записано в «Книге великих событий». Только благодаря одному истинно преданному царю человеку удалось предотвратить убийство Ксеркса. Неизвестно только, кто он и как его отблагодарили. Уж не связан ли Аман с тем заговором? Аману, возможно, нельзя доверять, а следует приблизить к себе действительно надежных людей, доказавших свою преданность делами.

Ксеркс, услышав подобные новости, скорее всего, не знал, что делать. Эстер предложила ему проверить визиря, спросить при случае, как бы Аман отблагодарил самого верного и достойного слугу царя. Аман, конечно, знает, что достойнее его никого нет и подумает, что Ксеркс имеет его в виду и вот тогда по его ответу станет ясно, что он замыслил. Если Аман мечтает убить Ксеркса и занять его место на царском троне, то он обязательно выдаст себя своей просьбой.

Такой внезапный поворот событий, естественно, прогнал у Ксеркса весь сон и, размышляя ночью над словами царицы, он приказал принести и читать ему из «Книги великих событий». Там, действительно, имелась запись, что некто Мордыхай проявил бдительность и вовремя предупредил о заговоре, заговорщики были казнены, а Мордехай, как с готовностью сообщил царю один из его слуг, остался без заслуженной награды. Пока царь Ксеркс размышлял над советом царицы, Аман, следуя совету Эстер, которая, скорее всего, той же ночью предупредила его, что царь не спит и настало время действовать, отправился во внутренний сад, чтобы его заметил царь. Ксеркс, нимало не удивившись тому, что Аман ночью прогуливается по его саду, потребовал позвать его и сходу задал заветный вопрос. Убедившись, что ответ Амана подтверждает подозрения царицы, Ксеркс, в тайне торжествуя, что перехитрил своего коварного визиря и желая уязвить Амана, отдает ему приказ оказать все те же почести Мордехаю.

Аман, вернувшись домой после исполнения данного приказания и посоветовавшись со своими друзьями и родными, понял, что в этой интриге не он, а Мордехай, оказывается в выигрышном положении и, возможно, даже подумывал, не податься ли в бега, но Ксеркс опередил его, отправив за ним дворцовых слуг, чтобы те привели Амана во дворец, на пир.

К тому времени, когда Аман был приведен во дворец, для участия в пире, на который его пригласила Эстер, царь и царица уже договорились еще раз проверить Амана, не задумал ли он чего дурного. Скорее всего, царь все еще выражал сомнения относительно виновности своего визиря. Эстер, заранее открывшись Ксерксу, что она еврейка, заявила, что Аман, как ей стало известно, планирует под предлогом истребления в царстве всех евреев, уничтожить наиболее преданных царю слуг, а самого царя убить, обвинив затем в этом преступлении кого-то из евреев, а ее сделать заложницей в руках Амана. После этого она предложила во время пира прямо обвинить Амана в заговоре и посмотреть, как визирь на это отреагирует. Если Аман не имеет никаких задних мыслей, это сразу станет понятно. Царь согласился.

Когда пир был в полном разгаре, в ответ на заявление царицы Эстер об известном ей безумном и экономически не выгодном для царя антиеврейском заговоре, в результате которого сама она как еврейка была бы обречена на гибель, Царь Ксеркс без тени колебания, поскольку ожидал этого заявления, сразу спросил: «кто это такой, и где тот, который отважился в сердце своем сделать так?». Когда Эстер, как они и договорились с царем, яростно указала на Амана, последний, не ожидавший ничего подобного от царицы-заговорщицы, не смог контролировать свои эмоции и выдал себя («и Аман затрепетал пред царем и царицею»). Такое откровенное раскрытие Амана свидетельствовало, что царица была права и это полностью обескуражило самого царя так, что он «выбежал в сад при дворце». Аман же, совершенно потеряв голову от страха, бросился умолять свою царицу о пощаде и, скорее всего, забыв где находится, приблизился к ней слишком близко. Возвратившийся из сада царь Ксеркс обнаружил Амана «припавшим к ложу». Это окончательно вывело царя из себя. Обвинив Амана в попытке изнасиловать царицу, царь Ксеркс приказал арестовать визиря. Никакие доводы со стороны Амана уже не могли его спасти.

Однако, примечательна роль евнуха Харбоны в данной ситуации. Именно он в свое время передавал царице Астинь пьяный приказ Ксеркса явиться на мужскую половину дворца для ублажения его гостей. Теперь, как только Аман был арестован, он проявил себя, услужливо доложив царю, что во время визита в дом визиря, чтобы привести его на пир, он заметил во дворе готовую виселицу, «вышиною в пятьдесят локтей», которую Аман приготовил для Мордехая, «говорившего доброе для царя». Царь Ксеркс, доведенный последними событиями до стрессового состояния, воспринимает эту информацию как руководство к действию и, не раздумывая, приказывает повесить Амаона, что незамедлительно исполняется. Царь Ксеркс буквально не успевал опомниться от следовавших одно за другим потрясений. Очень быстро вокруг Ксеркса многое поменялось.


«В тот день царь Артаксеркс отдал царице Есфири дом Амана, врага Иудеев; а Мардохей вошел пред лице царя, ибо Есфирь объявила, что он для нее. И снял царь перстень свой, который он отнял у Амана, и отдал его Мардохею; Есфирь же поставила Мардохея смотрителем над домом Амана». (Эсфирь 8:1-2)


Половина дела была сделана - Мордехай стал визирем. Теперь необходимо было нейтрализовать указ царя Ксеркса об избиении евреев в 13-й день 12-го месяца, то есть месяца Адара . До роковой даты оставалось около трех месяцев. Эстер и Мордехай получили от Ксеркса разрешение издать уравновешивающий указ, в котором им давалось право написать все, что им «угодно, от имени царя» и скрепить печатью, «царским перстнем, ибо письма, написанного от имени царя и скрепленного перстнем царским, нельзя изменить».


Таким образом, Мордыхай получил право на то, чтобы силой царской власти не только спасти евреев от уничтожения, риску которого он и его сообщники подвергли всех евреев в царстве, но уничтожить по своему усмотрению всех, кто был прямо причастен к первоначальному плану Амана по уничтожению евреев, устранив тем самым угрозу самому Мордехаю как визирю со стороны влиятельных персидских особ, антиеврейски настроенных с самого начала. Выявить активистов среди участников антиеврейского плана было не сложно, поскольку они поддерживали связь с Аманом открыто и без утайки.


«И позваны были тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано было все так, как приказал Мардохей, к Иудеям, и к сатрапам, и областеначальникам, и правителям областей от Индии до Ефиопии, ста двадцати семи областей, в каждую область письменами ее и к каждому народу на языке его, и к Иудеям письменами их и на языке их.
И написал он от имени царя Артаксеркса, и скрепил царским перстнем, и послал письма чрез гонцов на конях, на дромадерах и мулах царских,
о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить,
в один день по всем областям царя Артаксеркса, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара.
Список с сего указа отдать в каждую область, [как] закон, объявляемый для всех народов, чтоб Иудеи готовы были к тому дню мстить врагам своим.
Гонцы, поехавшие верхом на быстрых конях царских, погнали скоро и поспешно, с царским повелением. Объявлен был указ и в Сузах, престольном городе.
И Мардохей вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета и в большом золотом венце, и в мантии виссонной и пурпуровой. И город Сузы возвеселился и возрадовался.
А у Иудеев было [тогда] освещение и радость, и веселье, и торжество.
И во всякой области и во всяком городе, во [всяком] месте, куда [только] доходило повеление царя и указ его, была радость у Иудеев и веселье, пиршество и праздничный день. И многие из народов страны сделались Иудеями, потому что напал на них страх пред Иудеями». (Эсфирь 8: 9-17)


«Ибо велик был Мардохей в доме у царя, и слава о нем ходила по всем областям, так как сей человек, Мардохей, поднимался выше и выше». (Эсфирь 9:4)


Как известно, 13-го числа 12-го месяца Адара евреи убили десять (уже взрослых) сыновей Амана и 75000 человек по всем 127-ми провинциям персидского царства (в том числе, в столице Персии, городе Сузы – 500 человек), а на следующий день, в соответствии с отдельной просьбой Мордыхая, которую царь Ксеркс, конечно, удовлетворил, в городе Сузы, были убиты еще триста человек.

Не следует удивляться, что описанные выше события отличаются от повествования, известныго нам по книге Эсфирь. Это все выдумал и записал в выгодном для себя, своей племянницы и всего еврейского народа сам Мордехай. Отчасти, по этой причине книга Эсфирь не всегда воспринималась однозначно с канонической точки зрения и именно по причине ее авторства в этой книге ни разу не упоминается имя Бога. Просто, Мордехай был далек от пророчества и нравственно духовных переживаний. Он был политиком и служащим, человеком, скорее всего, с военным складом ума и выдающимся политическим чутьем.



«И описал Мардохей эти происшествия и послал письма ко всем Иудеям, которые в областях царя Артаксеркса, к близким и к дальним,
[о том], чтобы они установили каждогодно празднование у себя четырнадцатого дня месяца Адара и пятнадцатого дня его,
как таких дней, в которые Иудеи сделались покойны от врагов своих, и [как] такого месяца, в который превратилась у них печаль в радость, и сетование--в день праздничный, --чтобы сделали их днями пиршества и веселья, посылая подарки друг другу и подаяния бедным.
И приняли Иудеи то, что уже сами начали делать, и о чем Мардохей написал к ним,
как Аман, сын Амадафа, Вугеянин, враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур, [жребий], об истреблении и погублении их,
и как Есфирь дошла до царя, и как царь приказал новым письмом, чтобы злой замысл Амана, который он задумал на Иудеев, обратился на голову его, и чтобы повесили его и сыновей его на дереве». (Эсфирь 9:20-25)



Мораль этой истории очевидна. Она показывает евреям, как следует бороться за власть в условиях, когда только прямая власть, или прямой доступ к ней, могут предоставить возможность влиять на общественные события и управлять общественными процессами. При этом, в случае необходимости, для достижения заветной цели, даже можно подвергнуть риску уничтожения весь народ, если это требуется для окончательной победы и освобождения всего народа.

Сегодня образ Амана является, по определенным объективным историческим причинам, символом враждебной еврейству, но обреченной на поражение, силы, которая на конкретном историческом примере демонстрирует как необходимо с ней бороться и каким неизбежно является ее конец.

Суть этого исторического события в том, что для победы необходимо занимать активную позицию, не ждать, когда враг нанесет первый удар, а брать инициативу в свои руки, провоцировать врага на активные действия и затем, манипулируя ими, использовать слабые стороны врагов, чтобы потом заставить их уничтожать друг друга. В этом – залог победы!

Очень часто Гитлера, известного своей неизвестно откуда взявшейся ненавистью к евреям, сравнивают с Аманом. Но если внимательно присмотреться, организованная в прошлом веке еврейскими банкирами Нью Йорка и Лондона авантюра с фашистской Германией очень напоминает историю с Аманом и его антиеврейским заговором, начиная с истоков конфликта и заканчивая обстоятельствами казни главных действующих лиц. Для евреев очень важно помнить историю с Аманом, чтобы глядеть на своих бывших, а главное, будущих врагов свысока. Но еще важнее для всех, принимающих темную сторону, знать, что дьявол искушает человека, используя слабые стороны последнего, а именно это является причиной всех дворцовых переворотов, революций и войн.

***

Вскоре после того, как евреи получили возможность более активно влиять на внутриполитические процессы Персии, дворцовые интриги, убийства царей, распри и предательства среди военачальников и сатрапов привели, в конце концов, к ослаблению центральной власти и потере провинций. Несмотря на достаточную сплоченность местных жителей и готовность простых персов защищать свою родину, высшее военное и гражданское руководство персидского царства оказалось полностью деморализовано. Когда в конце 331 года до н.э. Александр Македонский, захватив Египет, вернулся в Сирию и начал сражение с войсками Дария 3-го, последний, не смотря на численное преимущество персидской армии, преждевременно счел продолжавшуюся битву проигранной и бежал. Александр одержал полную победу и захватил Вавилонию. В феврале 330 года до н.э. его войска вступили в Сузы. Вскоре после этого македоняне захватили города Персеполь и Пасаргады, где хранились главные сокровищницы персидских царей. Царь Дарий со своими приближенными бежал из города Экбатан в Восточный Иран, где был убит бактрийским сатрапом Бессом, и Персидская держава перестала существовать.

No comments:

Post a Comment