Wednesday 20 March 2013

Дома веротерпимости: Господь терпел... и вам велел!

Министерство регионального развития РФ планирует создать в десяти городах России региональные "центры веротерпимости".

Центры веротерпимости будут созданы в Санкт-Петербурге, Омске, Томске, Новосибирске, Хабаровске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Нижнем Новгороде и Иркутске.

Создание и развитие региональных центров веротерпимости планируется в рамках разрабатываемой Минрегионом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и администрациями субъектов Российской Федерации в соответствии перечнем поручений президента Российской Федерации Путина федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2018 гг.)».

Кажется, всё понятно!

Тем не менее, довольно чудаковатое название планируемого учреждения настораживает. Оставляя в стороне вопросы возможных будущих махинаций с недвижимостью, хищения бюджетных средств, выделенных на строительство и техническое оснащение, а также формализма при организации мероприятий в предполагаемых центрах, остановимся на практической целесообразности, предназначении и возможных последствиях этого мероприятия с точки зрения развития культуры, социального, межнационального и межконфессионального взаимодействия народов России.

Проще говоря, кто и зачем будет ходить в эти центры?

На первых парах, создается впечатление, будто государство намерено с помощью этих "центров" научить или заставить представителей всех вероисповеданий и этнической принадлежности относиться друг к другу с большей терпимостью  и толерантностью. Настораживает благонамеренное звучание самой идеи. Более того, настораживает имплицитное обвинение любой ярко выраженной религиозной или этнической принадлежности в заранее не толерантной или нетерпимой позиции по отношению к другим конфессиям и этносам.

Сама по себе идея мирного сосуществования не может вызывать нарекания, если только ее не испортить негодным исполнением!

Прежде всего, хотелось бы надеяться, что само название планируемых учреждений будет иное. Ошибкой было бы считать, что дома с подобным названием станут притягивать к себе тех, кому близка веротерпимость. Как раз наоборот! Те, для кого церкви, мечети и синагоги, не говоря уже о культовых сооружениях языческого типа («родноверов» и им подобных), не являются по определению местами, где проповедуется терпимость к представителям иных убеждений, взглядов и верований, найдут в этих центрах своих единомышленников. Однако, это - далеко не "верующая" публика. Для убежденных православных христиан, мусульман и иудеев эти центры останутся экзотикой, а не местом, где можно попрактиковать свою толерантность.

Толерантность - это удел людей, не имеющих религиозных убеждений и стоящих за пределами межрелигиозного диалога. Проблема веротерпимости, по сути, прежде всего, является проблемой, свойственной людям, не принадлежащих к какой-либо религиозной организации. В условиях многонационального и многоконфессионального российского общества, как и любого другого исторически сложившегося «мультикультурного» социума, религиозный фундаментализм и религиозный экстремизм не отражают реального естественного процесса межрелигиозного общения, а являются результатом позднейшего вмешательства в религиозную жизнь извне. Примеров тому - более, чем достаточно.

Представители различных религий и верований имеют каждый свои дома и центры, в которых они собираются и учатся жить бок-о-бок друг с другом и представителями других вероисповеданий и этнической принадлежности в духе взаимной любви и взаимовыручки. От того, насколько успешен этот воспитательный процесс внутри каждой конфессиональной группы, зависит жизнь всех ее членов. Поэтому, в "дома веротерпимости" пойдут, скорее всего, граждане, не являющиеся членами той или иной религиозной общности, в том числе граждане, страдающие недостатком терпимости по отношению к религиозным взглядам своих сограждан. Это - нерелигиозные люди, ведущие светский образ жизни вне рамок какой-либо определенной религиозной традиции. Им и пойти-то больше некуда! Не считая, конечно, публичных увеселительных заведений.

Иными словами, пока еще не известно в каком именно формате будут организованы эти "информационные площадки", центры веротерпимости представляются мне, в лучшем случае, своеобразными лечебницами для людей с мятущимся духом, не нашедших ответа на свои вопросы ни в соответствующих религиозных учреждениях (собраниях), ни в светских (семья, школа, ВУЗ, места трудовой занятости, культурно-образовательные учреждения). По количеству и качеству участников и посетителей центров веротерпимости можно будет судить, насколько успешно продвигается работа антихристианской и антирелигиозной направленности в российском обществе. Можно сказать, что государственные центры веротерпимости станут центрами притяжения нерелигиозного элемента в обществе и, одновременно, катализаторами и индикаторами развития внерелигиозных общественных отношений.

No comments:

Post a Comment