Wednesday 20 March 2013

Ватикан: теперь всё – как у нас!

Впервые в истории Католической церкви Папой Римским стал представитель ордена иезуитов. Более того, впервые в истории Католической церкви вновь избранный понтифик выбрал себе имя Франциск. По мнению богословов, выбранное новым (266-м) понтификом имя является важным знаком. Это имя святого, который посвятил свою жизнь служению беднейшим из бедных, распространению благой вести и служению Церкви.

Став Папой Франциском, 76-летний Архиепископ Буэнос-Айреса и примас Аргентины Хо́рхе Ма́рио Берго́льо (Jorge Mario Bergoglio) исключительно силой своего личного авторитета и народной любви, завоеванных им в странах Латинской Америки, мгновенно поднял звание Папы Римского на новую духовную высоту и в одночасье преобразил облик всей Католической Церкви, придав развитию этого древнего института европейской цивилизации дополнительный импульс. Словно глоток свежего воздуха, надежда на глубокое духовное обновление и развитие Церкви придала силы и наполнила радостью сердца Христиан всего мира, не только Католиков, но представителей всех вероисповедований и деноминаций.

Направление развития Католической церкви, предложенное в программе Франциска («чтобы Церковь была бедной и для бедных»), в значительной степени обусловлено объективными причинами, вызванными финансово-экономической и информационной войной, которую международный финансово-олигархический капитал развязал против Ватикана. Поэтому, конечно, нельзя сказать, что церковное руководство Католической церкви вдруг, ни с того, ни с сего, выступило с добровольной инициативой начать постепенное свертывание имперского величия Ватикана. Во многом этому способствуют исторические перемены, которые переживает сегодня европейское общество и весь мир в целом.

В сегодняшнем мире, охваченном лихорадкой глобализации и финансово-экономических реформ, место Католической церкви как религиозной организации и Ватикана как субъекта международных политических и экономических отношений стремительно меняется. Очевидно, в условиях развития современной международной финансовой системы Ватикан будет занимать куда более скромное положение, чем мы привыкли видеть.

До сегодняшних пор Католическая церковь оставалась влиятельным и относительно свободным игроком, способным самостоятельно решать вопросы своего экономического обеспечения, в основном, путем операций с активами на фондовом рынке и финансовых махинаций в банковской сфере. Но теперь все меняется и последние события и скандалы, связанные с Ватиканом, наглядно продемонстрировали, что силы, заинтересованные в уменьшении роли Католической церкви, существенно ограничили возможности банковских структур Ватикана. Возможно, Ватикан лишился, также, возможностей для политического маневра. В быстро формирующейся системе мирового правительства развитие международных финансовых отношений ведет к становлению централизованной глобальной финансовой системы, в которой, явно, нет места независимому государству Ватикан с его самостоятельной идеологической платформой и политическими амбициями, а главное, с его независимой финансово-экономической деятельностью. Раз система глобальной централизации развивается в направлении формирования глобальной вертикали власти, с международными финансово-олигархическими структурами во главе, то все субъекты финансово-экономических отношений, входящие в состав этой системы, должны быть подчинены центральным органам власти. И можно с уверенностью утверждать, что формирующиеся ныне органы власти мирового правительства находятся не в Ватикане.

Характер этих перемен делает невозможным кому-либо из субъектов международных финансово-экономических отношений оставаться в стороне от этих процессов. Все государства, так или иначе, вовлечены в этот процесс глобализации. Ватикан обречен превратиться из некогда независимого игрока в часть глобальной финансово-экономической и политической номенклатуры, подчиненной центральным органам власти мирового правительства и играющей ту роль, которую ей отведут, по милости или по соображениям практического характера, представители глобальных элит, обладающие реальной властью в новом мировом порядке.

Стремление наднациональных корпоративных структур упразднить национальное государство как явление подтверждается решительной последовательностью их действий, в том числе, насильственного характера, и не оставляет Ватикану, как отдельному государству, никаких шансов в этом отношении. В этом контексте, Католическая Церковь становится все больше похожа на Русскую Православную Церковь (РПЦ). В отличие от Ватикана, выступавшего на протяжении многих столетий в качестве независимого субъекта политических и финансово-экономических отношений в Европе, РПЦ всегда находилась в подчиненном положении по отношению к центральной власти, независимо от того, была эта власть представлена в лице царя, императора или политбюро коммунистической партии.

Несмотря на то, что, на первый взгляд, может показаться, будто Ватикан с избранием нового папы начал движение в направлении обратном от того, куда движется современная РПЦ, выстраивающая новую «церковно-государственную симфонию», стремящаяся к благотворному союзу с социальными элитами, это расхождение – чисто поверхностное, выражающееся, по большей мере, в имперском внешнем блеске и крикливой мишуре церковного обряда и убранства, которые в Православной церкви в последнее время расцвели пышным цветом, а в Католичестве, судя по высказываниям папы Франциска, скоро пойдут на убыль. Это внешнее различие не должно затмевать того факта, что Католическая Церковь потеряла свою независимость и стала, как и Русская Православная Церковь, придатком политических структур, от которых теперь зависит материальное состояние Ватикана. То обстоятельство, что структуры, которым теперь подчинена в административном и хозяйственном отношении Католическая Церковь носят ярко выраженный глобальный, то есть наднациональный, характер, не умоляет самого факта произошедшей с Ватиканом трансформации, в результате которой папа римский в одночасье стал больше похож на Патриарха РПЦ, чем наш Патриарх, не смотря на многолетние старания, - на Папу Римского. Таким образом, Католическая церковь, в силу наметившейся тенденции, стала больше похожа на РПЦ. Последняя же, не смотря на все ее религиозное диссидентство и увлечение католицизмом, нисколько не стала походить на Католическую Церковь и ни на йоту не приблизилась к тому состоянию объективной политической и экономической независимости от светских властей, какой пользовался на протяжении многих столетий Ватикан.

Заручившись поддержкой государственного административного ресурса и бюджета, многократно умножив ряды собственной церковной аристократии, РПЦ, тем не менее, осталась в таком же зависимом положении от Кремля, как и сто лет назад. В этом заключается главная особенность развития Христианства на Руси, исторически обусловленного объективными естественными факторами, а, следовательно, не противоречащего естественному историческому процессу. Точно так же, естественный экспансионистский характер развития капитализма, приведший, в конце концов, к заключительному империалистическому этапу (глобализация), выступает сегодня в качестве объективного фактора, влияющего на развитие отношений между Ватиканом и властными структурами транснациональных корпораций, стремящихся построить единую глобальную империю.

В этих условиях Католическая Церковь, конечно, сможет заниматься делами веры и любви. Принимая во внимание сложившиеся обстоятельства, Ватикан всегда может воспользоваться опытом РПЦ в этом отношении. Потому что, не смотря на все имеющиеся внешние различия, Католическая и Православная церкви, впервые за все время их существования, в силу объективных причин встали на путь естественного сближения, стали еще больше похожи друг на друга и следует ожидать, что все более похожими станут их реагирования на современный мир.

No comments:

Post a Comment