Wednesday 6 March 2013

Мардохей и Пурим: Праздник продолжается



 
Главными действующими лицами книги Эсфирь, как известно, являются Мардохей, Эстер (Эсфирь) и Аман, не считая персидского царя Ксеркса, конечно.

Главным вопросом, касающимся описанных в этой книге событий, остается, насколько оправданным было поведение Мардохея и его сообщников, осуществивших заговор против царя Ксеркса и его визиря Амана. Особенно, если учесть, что антиеврейская кампания Амана и его сообщников была спровоцирована Мардохеем, а казнь самого Амана, а затем и его десяти детей, стала результатом интриг царицы Эстер.

В результате удачно провернутой аферы, Мардохей получил от царя Ксеркса пост визиря, а Эстер – дом и владения бывшего визиря, Амана. Мардохей добился своего. Он получил в руки власть и возможность от имени царя вершить судьбы людей. Как следствие этого, согласно Книги Эсфирь, евреи, жившие в Персии, получили возможность вздохнуть свободнее, а также новый праздник Пурим как символ «чудесного» освобождения евреев от  грозящей им смертельной опасности.

Мардохей лично записал эту историю, разослал ее во все концы персидского царства и приказал соблюдать праздник. Совершенно понятно, что свою роль и роль своей племянницы в этой истории он выставил в наиболее благоприятном свете. В дошедшем до нас повествовании содержаться лишь намеки на то, что указывало на реальные обстоятельства того или иного события, имевшего место по мере того, как история двигалась к своей развязке.

Мардохей захватил власть, став вторым, после царя Ксеркса, человеком в царстве. В этом просматривается очевидная личная выгода, прежде всего, для него и Эстер. Но, после того, как Мордехай стал визирем, какие конкретные выгоды и преимущества получил еврейский народ, живший в то время в Персии?

Книга и праздник, конечно, превратились в замечательные элементы идеологического и национально-патриотического воспитания будущих подрастающих поколений евреев, а также стали зловещим напоминанием всем реальным и потенциальным врагам евреев об участи, которая их постигнет, в случае чего. Тем не менее, морально-нравственные обоснования действий Мардохея и его сообщницы-племянницы, а также реальные выгоды от его авантюры с Аманом для остальных простых евреев, населявших широкие просторы персидского царства, остаются весьма расплывчатыми. Для того, чтобы понять, что, на самом деле, произошло, необходимо разобраться в личности Мардохея.

Мардохей – это Мардук, а точнее – Ваал!

Мардук (в шумерском варианте аккадского языка – Амар-Уту, что означает «солнечный бык») на иврите звучит как «Меродах», а на греческом – «Мардохаиос». Начиная с 18-го века до н.э., Мардук, покровитель города Вавилон, постепенно возвышается до положения верховного божества всего Вавилонского пантеона, а со второй половины второго тысячелетия до н.э. становится самым главным божеством, с которым ассоциируется Вавилония.

Позднее бог Мардук был известен также под именем Ель (Вель или Бель), от семитского слова «ваал», то есть «господин» или «бог». Первоначально Ель обладал тем же статусом, что Мардук. Культ Еля ничем не отличался от культа Мардука. Постепенно Ель стал олицетворять бога порядка и предопределения, судьбы.

Эстер (Есфирь, на персидском языке - «звезда») созвучно с именем вавилонской богини любви и войны Иштар (Астарта). Ее еврейское имя Гадасса означает «мирт», исконно вавилонское дерево.

Имя Аман, по мнению некоторых специалистов, символизирует божество хаоса.

Сегодня мифологическая теория не находит широкой поддержки, но мысль о том, что эта книга представляет собой вымысел, остается довольно популярной. Поскольку авторство книги, почти, однозначно приписывается Мардохею, анализ Книги Эсфирь помогает понять основные свойства его личности.
В этом отношении важно имя Мардохея. События Книги Есфирь находят подтверждения в персидских или вавилонских документах той эпохи. На клинописной табличке, найденной в Борсиппе (культовом городе-спутнике Вавилона) и датируемой периодом конца царствования Дария 1-го или началом царствования Ксеркса, повествуется о некоем высокопоставленном чиновнике по имени Мардука, который был «финансовым инспектором» при персидском дворе в Сузах. Налицо тождество не только с еврейским произношением имени (Мардокай), но и тем, что этот Мардука, как и библейский Мардохей, занимал высокопоставленную должность при царском дворе в Сузах во времена правления царя Ксеркса. Можно с большой долей вероятности предположить, что это одно и то же лицо.

По мнению историков, используемое в Книге Эсфирь выражение о Мардохее как "сидящем при царских вратах" указывает на его статус придворного чиновника персидского двора до его возвышения как визиря. При этом, слишком маловероятно существование двух высокопоставленных чиновников с одним именем в одно время и в одном месте.

К такому же выводу приходит, например, автор археологического исследования Книги Есфирь в авторитетной серии издательства "Anchor" Карей Мур (Carey A. Moore), считающий, что "для нас было бы наилучшим заключить, что история Мардохея вполне может иметь истинное ядро". Приведенный факт свидетельствует в пользу историчности личности Мардохея.

Полное отсутствие Имени Господа в книге Есфири указывает на то, что Мардохей и Эстер, скорее всего, «забыли» Имя Господа своего в Вавилоне. Примечательно то, что в этой истории вовсе не упоминается молитва. Между тем, молитва является очевидным прибежищем народа Божьего. Это упущение столь явно, что неизбежно указывает нам на то, что евреи в Персии, во всяком случае, принадлежащие к кругу Мардохея, не являлись молящимся обществом.

Мардохей, повествуя о самом себе, сообщает, что разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, логично было бы ожидать, что он обратится к Богу. Такие действия вполне соответствовали бы ситуации, похожей на ту, что описана в 4-й Царств 19:1-4 и книге Иоиля 1:14.  Мардохей ничего не упоминает о молитве к Богу, поглощенный описанием только деталей разворачивающейся светской интриги и заговора. Суть заговора, стремление выстроить свой рассказ в стройную и правдоподобную историю, где действия его, Мардохея,  и его племянницы Эстер будут представлены в наиболее благоприятном свете.

Племянница Мардохея также не отличалась склонностью к молитвенной жизни. Эстер принимает свою возможную смерть скорее фаталистически, чем с верою («И если погибнуть, погибну»). Прежде чем пойти к царю, она собрала своих друзей и просила их поститься, но нет и упоминания о молитве. Как видно, в глазах Мардохея, попросить друзей поститься – это вершина религиозности Эстер, на которую она была способна. Если только, Мардохей сам не выдумал этот сюжет, чтобы приукрасить образ спасительницы всех евреев.

Кроме того, Эстер, видимо, вступала в интимные отношения («входила к царю») с царём до свадьбы, ела «нечистую» пищу и, в конце концов, вышла за муж за язычника. Первые несколько лет замужества Эстер не говорила мужу, что она еврейка. В таком случае ей приходилось себя вести в религиозном отношении как персиянке, следовательно она, определенно, не соблюдала правил закона Моисея.

Эти детали свидетельствуют о том, что Мардохей и Эстер вели вполне светский образ жизни, не обременяя себя соблюдением закона Моисея. Обстоятельства жизни многих евреев в персидском царстве, в том числе тех, кто, прибыв после Вавилонского пленения в Иерусалим, вновь вернулся в Персию, оставляли желать лучшего, с точки зрения верности иудаизму и религиозным ценностям еврейского народа. Данный случай не был исключением. Влияние Вавилона давало о себе знать.

Когда в 539 году персидский царь Кир завоевал Вавилон, он увидел, что евреи готовы вернуться в Палестину и позволил им спокойно уйти, а также дал согласие восстановить Иерусалимский Храм. Многие ушли, многие предпочли остаться, а некоторые вернулись обратно. Существует предположение, Мардохей был потомком тех, кто вернулся.

Неудивительно, что наш главный персонаж и автор Книги Есфирь носил имя, созвучное имени вавилонского бога Мардука. В первые годы Ксеркса, в Персии имел место религиозный синкретизм. Повсеместно сохранялся культ вавилонских богов, главным из которых был Мардук, который не просто был сильнейшим из богов, но включал в себя имена и титулы не менее 50 богов различных верований и народов. Плавильный котел многотысячелетней Вавилонской культуры нашел свое духовное воплощение в супер-боге Мардуке, постоянно вбиравшем в себя все новые божества покоренных им и его царями народов. На фоне этого универсального бога величайшей державы мира, Вавилона, чествование официального персидского божества постепенно набирало силу.

Царь Ксеркс всячески, конечно, старался подчеркнуть свое пренебрежительное отношение к культу Мардука, что было вызвано политическими причинами. Вавилон продолжал сопротивляться. В 482 году до н.э. был убит персидский сатрап Вавилонии Зопир, место которого занял узурпатор Белшиманни. Ксеркс послал против мятежного города своего лучшего военачальника, зятя Мегабиза и расправился с городом беспощадно. Стены города и храм Эсагилы, построенные Навуходоноссором, были разрушены, а громадная статуя Мардука, отлитая в свое время из 12 талантов чистого золота, была вывезена, расколота и переплавлена. Все недовольные были убиты, а имущество богатых вавилонян было конфисковано и разделено между персидской знатью.

Не смотря на то, что Вавилон был покорен, а Вавилония стала одной из 127 персидских провинций, влияние бога Мардука еще сохранялось. Сохранялось влияние вавилонской культуры, которая выражалась, прежде всего, в том, что характер организации хозяйственных отношений в этой древней империи соответствовал духу либерализма того времени. Излишняя терпимость, снисходительность, и даже вредное, с точки зрения иудаизма, попустительство создавало в Вавилоне особый идеологический и политический климат, поддерживаемый центральной властью, который позволял объединять в отдельные социальные группы и тесные сообщества представителей сходных профессий, трудовой и общественной деятельности, способствуя развитию всех возможных ремесел и торговли, индивидуального сельского хозяйства и свободного предпринимательства. Разврат и потворство человеческим слабостям соседствовали с традициями относительных свобод в тех сферах жизни, которые, как правило, находились под жестким контролем со стороны других религий, в частности иудаизма.

Вавилония – это, так сказать, «Соединенные Штаты Америки» древнего мира.  Если, продолжая эту аналогию, сравнивать динамику развития международных отношений того времени с современными тенденциями, то постепенно набирающая экономическую и военную силу Персия - это сегодняшний Китай, а Иудейское царство в эпоху господства Ассирии и Вавилонии (720—586 гг. до н. э.) вплоть до вавилонского пленения (586—537 гг. до н. э.) – это Россия. 

С тех пор как в 19-м веке до н. э. семитские племена скотоводов-кочевников, амореи, завоевали шумерский город Кадингир и, избрав его столицей своего государства, назвали Вавилон (аморейс. Баб-илу, то есть «Врата бога»), этот город-государство постепенно превратился в центр могучего процветающего царства. Согласно разработанной в Вавилоне религиозной системе, Мардук стал богом-покровителем столицы, олицетворяя собой более прогрессивную систему общественно-политических и хозяйственных отношений. В результате этого экономическое процветание Вавилонии стало примером для подражания и объектом зависти многих народов мира.

Следует отметить, что древний мир того времени воспринимался преимущественно в границах так называемого плодородного полумесяца, который простирался от реки Нил на западе до гор Загрос на востоке и граничил с хребтом Тавр и Армянским нагорьем на севере. В пределах этого пространства осуществлялось противоборство сверхдержав того времени. К середине первого тысячелетия до н.э. Вавилония была единственной такой сверхдержавой.

Идеологическое влияние процветающей Вавилонии было велико и многие народы, включая иудеев, пробовали отчасти подражать вавилонским традициям, что, как правило, выражалось в поклонении вавилонскому богу Мардуку (Ваалу) в ущерб своим собственным традиционным богам. По сути, это означало желание перемен и потребность жителей других государств, разбросанных на территории «плодородного полумесяца», в осуществлении реформ в характере развития общественных отношений, которые находились в жестких рамках соответствующих национальных религиозных традиций. Жрецы определяли характер этих отношений, в том числе хозяйственных и финансовых, и являлись противниками каких-либо перемен.

К моменту падения Иудеи и вавилонского пленения многие иудеи уже воспринимали свои иудейские традиции как отсталые и жаждали перемен. При этом в их глазах Вавилон представлял собой воплощение самых прогрессивных законов и передовых технологий, а высокий уровень жизни и более либеральная система общественных отношений Вавилонии представлялись доказательством превосходства ее мировоззренческой системы, которую символизировал собой вавилонский бог Мардук. Образ Ваала, которому поклонялись отдельные иудеи, был прообразом Вавилона, а точнее – желаемого экономического процветания и наслаждения материальными благами, доступными в условиях вавилонской социально-экономической модели для более широких слоев населения.

Падение Иудеи явилось лишним доказательством для многих образованных иудеев, угнанных в вавилонское рабство, преимущества вавилонского типа общественных и хозяйственных отношений. Разуверившиеся иудеи, обнаружили, что для процветания и земного благополучия и счастья не требуется обязательно придерживаться законов Моисея. Вырванные из рамок своей религиозной культуры, иудеи оказались способны, в условиях чуждой им религиозной культуры, процветать и наслаждаться материальными благами. В сознании иудеев это произвело исторический переворот.

Оказавшись за рамками какой-либо религиозной традиции, разуверившись в Яхве и не доверяя еще вполне Мардуку, вавилонские иудеи, возможно, впервые в истории человечества, жили и действовали, фактически не принадлежа ни одной из религиозных традиций. Считать себя достойными последователями закона Моисея они уже не могли, а, скорее всего, многие и не хотели. Соблюдать закон Моисея, как положено, они были не в состоянии, поскольку в условиях пленения это было невозможно, а сразу стать частью чуждой им культуры было, практически, невозможно.


В то же время, условия вавилонской экономической жизни позволяли иудеям свободно преследовать свою экономическую выгоду, все больше поддаваясь соблазну материального обогащения. Вскоре, материальное обогащение, откровенно преследуемое, по сути, вне рамок, какой-либо религиозной традиции, превратило вавилонских иудеев в первых в истории человечества стихийных материалистов, которые ориентировались в своей повседневной жизни не на ритуал, в границах своей традиционной религии, определяющей, как правило, все сферы человеческой деятельности, включая хозяйственную, а непосредственно на материальную, экономическую выгоду.

Вавилонский плен, как это ни странно, способствовал тому, что в сознании иудеев, рассеянных по Вавилонии, произошел качественный мировоззренческий скачок, который положил начало развитию материалистического, то есть онтологически вне религиозного, общественного сознания. Скорее всего, потрясение, вызванное падением Иудеи и вавилонским пленом, было настолько велико, что многие из иудеев, когда персидский царь Кир разрешил им возвратиться на родину, не смогли вернуться к прежней традиционной жизни и остались в Вавилонии, а некоторые, прибыв в Иерусалим, затем вернулись в Персию.

В результате вавилонского пленения, появился новый тип человека. По сути, иудеи, жившие в Персии, не сознавая того, были первыми последовательными материалистами. Они на практике убедились, что успех и земное благополучие, в конечном итоге, зависит не от Яхве, Мардука или Ваала, не говоря уже о Заратустре. Не испытывая особой симпатии ни к своим, ни к чужим богам, никого из них искренне не почитая и никому из них не доверяя, вавилонские евреи научились достигать любой поставленной цели, полагаясь на расчет и смекалку. Циничное и враждебное отношение к окружавшей их действительности, ориентация на личную выгоду и материальное благополучие, недоверие к окружающим стали основными отличительными чертами новых евреев, вчерашних традиционных иудеев, рассеянных по всей территории плодородного полумесяца.

С падением Вавилона и превращением его в провинцию Персии единственной сверхдержавой мира стало персидское царство. Усилия Ксеркса, направленные на поддержание порядка и законности на своей территории, на которой к тому времени проживало почти 50% всего населения планеты, не прошли даром. Вавилонские «либеральные» традиции того времени получили распространение по большей части персидской империи и произошло действительно «смешение народов и языков», представители которых получили уникальную возможность относительно свободно перемещаться по всей территории плодородного полумесяца. Последовавшее за этим бурное развитие торговли и ремесел способствовало существенному увеличению товарного и финансового обмена. В этих условиях новый исторический тип вчерашнего иудея получил благодатную почву для культивирования своих наднациональных, вне религиозных, космополитных по духу и сугубо материалистических по своим устремлениям наклонностей. Спустя несколько сот лет, именно такие евреи составили основу будущей еврейской нации, которой суждено было окончательно потерять свою историческую территорию и иудейскую религиозную традицию.

К таким евреям принадлежал, скорее всего, и Мардохей. Можно не сомневаться, что Эстер, его племянница, про которую Мардохей хвастался, что вырастил ее, как свою дочь, была воспитана в том же духе.

Таким образом, Мардохей и его племянница Эстер, организовав аферу против царя Ксеркса и его визиря Амана, в частности, спровоцировав последнего возглавить антиеврейский заговор, дабы заранее выявить и впоследствии уничтожить потенциальную политическую оппозицию из числа наиболее активных его участников, действовали исключительно ради собственной выгоды, рискуя при этом жизнью многих тысяч простых евреев.

Тот факт, что Мардохей является автором Книги Эсфирь свидетельствует о том, с каким цинизмом и презрением сам Мардохей относился ко всем евреям, включая тех, кто жил бок обок с ним в Сузах.

Значительно позже, в годы Второй мировой войны, миллионы евреев были убиты, став жертвой похожего плана, на этот раз, связанного с фашистско-германским проектом, инициаторами и вдохновителями которого являлись еврейские банкиры. Подобно Мардохею, они спровоцировали антиеврейский заговор, чтобы впоследствии разделаться со своими марионетками, которых они использовали как орудие в борьбе за власть. В результате этой авантюры, спланированной и воплощенной на практике на этот раз самыми сознательными и последовательными материалистами в истории человечества, простым евреям, жившим на территории оккупированной гитлеровскими войсками Европы, повезло значительно меньше.



No comments:

Post a Comment