Tuesday 16 April 2013

Делай, как римляне…

Делай, как римляне…

В начале апреля 2013 года в Чехии разгорелся скандал вокруг имени Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии митрополита Христофора. Чешский телеканал «Нова» (TV Nova) выпустил сюжет, якобы разоблачавший главу Православной церкви чешских земель и Словакии митрополита Христофора. Владыка, которому в этом году исполняется 60 лет, обвинялся в том, что, будучи монахом, он окружил себя множеством молодых любовниц, которые якобы родили ему не менее десяти детей.

Поскольку 3 апреля 2013 года Священный синод потребовал от владыки Христофора доказать свою невиновность в светском суде и очистить тем самым от обвинений как себя самого, так и всю Православную церковь чешских земель и Словакии, которую он представляет, отставка Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских земель и Словакии Христофора не выглядит необычной. Теперь, как частное лицо, он может решать проблемы своих личных взаимоотношений с женщинами и судебным порядком доказывать свою невиновность в ответ на какие бы то ни было обвинения.

Тем не менее, церковь в Чехии уже оказалась втянутой в этот скандал, причины которого коренятся, скорее всего, в стремлении отдельных кругов добиться того, чтобы Православная церковь в Чехии не сохранилась в том виде, в каком она существовала до сих пор. Хорошим катализатором любых перемен, как правило, являются столкновения отдельных противоборствующих сторон, каждая из которых лицом к лицу сталкивается с неизбежной необходимостью сделать свой выбор…

Лучший способ внести соблазн это поманить людей «золотым тельцом». То, что чешское правительство одобрило проекты договоров с различными церквями в рамках закона о реституциях и, по закону, предусматривает выплату 59 миллиардов крон церквям в течение 30 лет, создает благоприятную атмосферу для принципиальных разногласий, споров и вражды внутри церкви. Возможно, различные бизнесмены и финансовые структуры свои интересы лоббируют через членов Синода. В конечном итоге это может привести к расколам внутри церкви и ухудшению ее имиджа в глазах внецерковных людей, а также спровоцировать отток прихожан из церкви. Иными словами, за внешне благовидным поступком государственных структур по реституции и финансовым компенсациям, возможно, кроется иной умысел, не вполне сознаваемый даже теми, кто принимает наиболее активное участие в его реализации. В таком случае, деньги – это повод, а не причина скандала!

Интересно то, что с каждой церковью государство договаривается о выплате конкретной суммы в форме государственных векселей. В течение 17 лет предполагается выплачивать постепенно уменьшающиеся дотации, а к концу этого периода церкви должны стать самостоятельными и перейти на «самообеспечение». Это значит, что, скорее всего, скандальные происшествия, связанные с дележом ежегодно выделяемых церкви больших сумм денег, затянутся надолго. Если в этих скрытых баталиях участвует банковский капитал, то можно с большой долей вероятности утверждать, что в будущем финансирование «самообеспечения» Православной церкви в Чехии будет осуществляться непосредственно через частные банковские структуры.

Банковские сети, как известно, не бывают исключительно национальными. То есть, частные чешские банки – это лишь часть европейской банковской среды. Зависимость Православной церкви в Чехии от частного банковского капитала означает, что церковное руководство чешских православных христиан попадает под контроль тех самых финансово-олигархических структур, которые совсем недавно подмяли под себя Римскую Католическую Церковь, лишив Ватикан его былого финансово-экономического и политического могущества и независимости.

Таким образом, чешская православная церковь может оказаться на одной полке с римской католической церковью, получая гарант своего «самообеспечения» из тех же рук, что и Ватикан. Официально отделенная от чешского государства и, следовательно, чешского народа в целом, Православная церковь в Чехии фактически превратится в заложницу своей мнимой независимости, на деле, являясь игрушкой в руках международного банковского капитала. Прага, конечно, не Рим, но заметный финансовый след, связанный с умилительным решением чешского правительства завалить церкви деньгами, заставляет вспомнить финансовую подоплеку последних перемен, произошедших с РКЦ.

Во что превратится отделенная от государства, лишенная национального государственного ресурса Православная церковь в Чехии? Как известно, от «субсидий» и «компенсаций» расщедрившегося вдруг чешского правительства отказались чешские баптисты. Они заявили, что не собираются подписывать соглашение, по которому им причитается около 228 миллионов крон. Средства массовой информации Чехии отмечают, что идея независимости церковных общин прописана не только в баптистском уставе, однако вспомнили об этом только они. Возможно, через двадцать лет у православных церквей Чехии появится больше общих черт с их протестантскими братьями. Но, если вопросы финансового обеспечения независимости церкви попадут в сферу деятельности банкиров, более всего Православная Церковь Чехии и Словакии будет похожа на Римскую Католическую Церковь, а Прага – на Рим.

No comments:

Post a Comment