Прислушавшись к голосу общественности, Государственная Дума отказалась от статьи об оскорблении чувств верующих! Это случилось спустя почти неделю после того, как 9 апреля 2013 года представителями всех четырех фракций Госдумы в первом чтении был принят резонансный законопроект, одним из центральных и наиболее неоднозначно воспринятых пунктов которого было введение в Уголовный Кодекс РФ новой статьи, которая предусматривает наказания за "оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний".
С одной стороны, в этом законопроекте проблема сформулирована как необходимость защиты чувств религиозных людей, то есть религиозных чувств. С другой стороны, считается, что, таким образом, речь идет исключительно о «сознательном желании унизить святыню» определенной социальной группы или отдельного индивида. С учетом тех обстоятельств, что чувства человека, в принципе, не являются юридической категорией, а «религиозные» чувства для большинства законодателей и политиков старой советской закалки вообще до сих пор являются загадкой, в этой связи возникает много вопросов.
Оскорбление человека с единой целью заставить его испытывать душевные страдания (неприятные чувства) это – одно. Принижение значения и ценности его святынь, которые, исходя из его личных убеждений, представляют лично для него и его социальной группы исключительную, высшую ценность, это - другое. Испытывать неприятные чувства можно по разным поводам, а вот сталкиваться с нечаянным, а порою, нарочитым и провокационным отрицанием степени важности и значения предметов, представляющих собой неотъемлемые составные (мировоззренческие) элементы нашей личности, приходится именно по причине неуклюжего, неуважительного или откровенно враждебного отношения к нам как отдельной общественной личности, а это уже совсем другое дело.
Оскорбление может носить своей целью не столько заставить другого человека или группу людей испытывать неприятные чувства, не зависимо от того, связаны они с религиозными или иными, в том числе, личными или гражданскими, убеждениями, сколько поставить под сомнение, иногда, в грубой публичной форме, ценность конкретной человеческой личности. Делается это, подвергнув сомнению ценность и значение той системы морально-нравственных установок и убеждений, которая позволяет данному индивиду отождествлять себя с той или иной социальной группой.
Таким образом, «оскорбление религиозных чувств» является не просто проявлением неуважительного отношения к некой особо чувствительной сфере человеческой жизни. Речь идет о покушении на разрушение идентичности отдельной социальной личности, или группы лиц, объединенных общими жизненными установками и целями. Отрицание важности и значения тех или иных ценностных и мировоззренческих установок, убеждений есть шаг в сторону потенциального духовного, а затем, возможно, и физического, разрушения той или иной коллективной, общественной личности.
В Уголовном Кодексе существует определение оскорбления. Это - «умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме». Принимая во внимание общественный характер человеческой личности, можно утверждать, что такая формулировка вполне достаточна, с юридической точки зрения, для того, чтобы очертить тот объем возможных правонарушений, касающихся посягательств на жизнь и безопасность человека и затрагивающих также сферу его личных (в том числе семейных, родственных и религиозных) традиционных убеждений, мировоззренческих установок и верований.
Категория личности включает в себя социальный аспект, который определяет каждого человека как часть той или иной социокультурной общности, с которой каждый отдельный индивид отождествляет себя посредством совокупности общих взглядов, верований и убеждений. Вне этих установок и убеждений, а точнее без них, человеческая личность не существует. Принижение значения этих установок для того или иного индивида, или группы людей означает преступление против личности как таковой.
Таким образом, формула «оскорбление религиозных чувств» может быть сведена к двум составляющим, уже отраженным в Уголовном Кодексе: «оскорбление» = «умышленное унижение чести и достоинства» и «религиозные чувства» = «личность». «Личность» - это «социальная личность» как совокупность приобретенных социальных качеств индивида, включая его религиозные убеждения.
Непонятной может показаться только формулировка о «неприличной форме». Что значит «неприличной»?
«Неприличной» значит – противоречащей приличию, а «приличие» – это:
1. Вежливость, пристойность в поведении, в словах.
2. Правила поведения, принятые в какой-либо общественной среде. (Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: С. А. Кузнецов. 1998 год.)
Иными словами, «приличие» - это внешняя вежливость, благопристойность в поведении и в словах. «Вы, забыв всякое приличие, обозвали меня канальей.» - А.П. Чехов (Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940). То есть, «приличной» формой можно считать поведение, когда все действия и слова соответствуют определенным правилам вежливого, благопристойного поведения, обращения.
Следует обратить внимание на то, что главным необходимым условием приличного поведения в обществе является наличие тех самых определенных правил вежливого, благопристойного поведения и обращения. Более того, эти правила должны быть всем известны так же, как правила дорожного движения известны автолюбителям на дороге. Иначе, неизбежны болезненные столкновения и обременительные разборки по возмещению нанесенного ущерба, как морального, так и материального…
Популистская формула о «защите чувств верующих» есть дань прошлогодним обострившимся противостояниям и скандальным происшествиям, связанным с необходимостью решать вопросы взаимоотношения церкви и государства. Ситуация с противоречивым законопроектом отражает решимость современного российского общества отстаивать свои ценности на общенациональном уровне путем принятия соответствующих законов, но демонстрирует имеющиеся пока слабые стороны наших законодателей, в том числе в вопросах юриспруденции, социологии и философии.
Отказ Госдумы от введения в Уголовный Кодекс статьи, предусматривающей наказание за «оскорбление религиозных чувств верующих», есть добрый знак. Но соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта должны носить более всеобъемлющий характер и не ограничиваться уточнениями положений статьи 148 УК. Речь идет не просто о нарушениях «прав на свободу совести и вероисповеданий». На повестке дня – вопрос о посягательстве на личность человека вообще и пересмотр отношения к человеческой личности как таковой, а также защита человека от посягательств на него как социальную личность, независимо от характера и особенностей его мировоззренческих установок, убеждений и верований.
При этом следует отметить, что, исходя из имеющихся в Уголовном Кодексе формулировок, самым действенным способом предотвращения в будущем «оскорблений» является не простое ужесточение санкций, предусмотренных кодексом РФ об административных правонарушениях, а создание в обществе многоуровневой системы общепринятых правил и норм поведения, которые культивировали бы определенные «правила вежливого, благопристойного поведения и обращения». Начиная с детского садика, школы и колледжа, необходимо культивировать, выращивать заново, основополагающие правила вежливого, благопристойного поведения и обращения с учетом усложняющегося и быстро развивающегося социального устройства современного российского общества.
Речь идет о необходимости выработки новых и возвращении в обиход фактически забытых старых (дореволюционных) русских правил и норм вежливого поведения, обращения друг к другу в обществе. Упрощенная структура социального устройства российского общества советского периода привела к практическому вымиранию многих форм поведения и обращения, нивелировав воспитательную и культурологическую роль языковых и поведенческих правил вежливого, благопристойного поведения, обращения.
Современная Россия представляет собой постепенно усложняющийся, развивающийся общественный механизм. Многонациональный и многоконфессиональный характер российского общества дополняется также растущим сложным социальным расслоением по имущественному, географическому и иным признакам. Воссоздание и развитие общенациональных правил вежливого, благопристойного поведения и обращения, культивируемых и поощряемых, прежде всего, при воспитании детей дошкольного возраста (в том числе, в учреждениях дошкольного воспитания) позволит создать и закрепить в обществе устойчивую культурологическую атмосферу взаимной терпимости и вежливого отношения к окружающим, снять напряженность в общественных отношениях на бытовом уровне.
Воспитательные меры превентивного характера, в сочетании с постоянно совершенствующимися и обновляемыми законопроектами, направленными на поддержание этой активности и защиту социальной целостности и достоинства человеческой личности, будут способствовать развитию нового культурного климата, основанного на взаимном уважении мнений, идей, убеждений и мировоззренческих установок, в том числе, религиозного характера.
No comments:
Post a Comment