Monday 6 May 2013

Круг Великой Альфы

 

«Здесь также рассуждаемо было о дне Святейшей Пасхи, то по общему мнению признано было лучшим, праздновать оную всем и везде в один день... ибо что может быть благолепнее и что приличнее для нас, как не всем по единому уставу и известным образом, непогрешительно праздновать торжественный оный день, в который мы получили надежду воскресения... К сему нужно присоединить и то, что в деле толико важном и при совершении столь торжественного богослужения весьма неприлично оказывать несогласие. Спаситель оставил нам один день нашего избавления... Пусть же благоразумие святости вашей размыслит, сколь непохвально и непристойно, чтобы в одни и те же дни иные постились, а другие делали пиршества, и по истечении дней Пасхи, те праздновали и наслаждались покоем, а сии хранили определенные посты... Посему с общего согласия постановлено совершать святейший праздник Пасхи в один и тот же день» - Святой равноапостольный Константин, 325 год, Никея, 1-й Вселенский Собор.

На Руси его назвали «Миротворный круг», «Великий Индиктион» или «Церковный круг». Это - большой космический цикл, продолжительностью в 532 года. Длительность цикла - результат перемножения "круга Луны", который равен 19 годам, и "круга Солнца" равного 28 годам. Через 19 лет фазы Луны вновь приходятся на те же числа месяца. По завершении "круга Солнца" числа месяца начинают совпадать с днями недели. Через каждые 532 года одним и тем же числам месяца соответствуют и дни недели и лунные фазы, а значит повторяется и космофизическая обстановка, влияющая на земные процессы. Например, инженер Г.Могилевцев, решив проверить это, взял за точку отсчета достаточно редкое событие - землетрясение ("землетрус"), случившийся в Москве в 1445 году, прибавил 532 и получил 1977 год - памятный нам еще одним московским землетрясением.
На основании этого Могилевцев предположил, что следующий подобный катаклизм может произойти в столице в 2509 году.

В Сборнике Академии Наук СССР, "Контекст" 1978 года, в своем исследовании под заглавием «Конструктивные принципы древнерусского календаря» А.Н. Зелинский приводит краткую историю выработки и развития разных календарных систем в древнем мире, в том числе Египте, и Юлианского Календаря. В частности А.Н. Зелинский пишет: «…собственно Юлианский календарь просуществовал недолго – от реформы своего основателя (46 г. до нашей эры) и до Никейского собора, созванного Константином Великим в 325 году нашей эры. После этого знаменитого собора, выработавшего (в числе важнейших догматических установлений) единые правила вычисления Пасхи и единую эру от "Сотворения мира" для всех христиан, календарь Юлия Цезаря превратился в церковный Юлианский календарь и в таком усложненном виде более тысячелетия служил в качестве универсального календаря всего христианского средневековья».

Юлианский календарь Византийской империи - это и есть “Великий Индиктион”. Своим названием он обязан тому, что с точным летоисчислением было связано оп­ределение даты важнейшего христианского праздника — Пасхи. В 325 году нашей эры в городе Никее на европейском берегу Босфо­ра собрался специальный собор, участники которого создали «Круг великой Альфы» - систему исчисления даты празднования Пасхи, которая позднее стала известна на Руси под названием «Миротворный круг».

Великий Индиктион (532-летие) начинается с 1 марта, четверга и оканчивается 29 февраля, в среду. Он состоит из 133 четырехлетий (циклов високосных), 19 двадцативосьмилетий (кругов Солнца) и 28 девятнадцатилетий (кругов Луны).

Вот что писал по этому поводу автор но­вой пасхалии Геннадий Новгородский: «Мы написали это для простых людей, ду­мающих о скончании мира сего. Пугаться его не должно, а следует ждать пришест­вия Христова во всякое время, потому что оно никому не ведомо». Далее Геннадий пишет, что его календарь рассчитан на 532 года «и может круговращаться сколько угодно раз, доколе мир стоит».

Согласно расчетам, каждые 28 лет дни недели падают на те же самые чис­ла месяцев, а каждые 19 лет совпадают дни по лунному календарю. От умножения этих двух чисел получается число 532. С астрономической точки зрения суть никейской реформы календаря заключалась в том, что в юлианскую реформу времяисчисления, строго ориентированную по солнцу (т.е. исходящую из средней величины солнечного года в 365,25 дней), было введено "лунное течение", т.е. движение луны со сменой ее фаз. Последнее было вызвано необходимостью точной фиксации главного христианского праздника Пасхи и связанных с нею переходящих двунадесятых праздников.

В свою очередь Пасха христиан исторически зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времен Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Отсюда возникла необходимость в новом церковном календаре, который учитывал бы ритмы луны с ритмом солнца. В своем реформированном виде церковный Юлианский календарь не только выполнил эту задачу, отвечающую требованиям церковного богослужения, но и положил предел спорам между Римом, Константинополем и другими церквами по поводу того, когда же именно следует праздновать новозаветную Пасху и какими правилами надо для этого руководствоваться.

Дополнительная сложность состояла в том, что одним из условий разработки нового календаря было выполнение 7-го Апостольского правила, которое гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина".

В своем послании император Константин так сформулировал эту проблему: «Нашему священнейшему богопочтению приличествует свой порядок времени и свой закон. Согласно держась его, возлюбленные братья, мы сами устраним от себя постыдное для нас мнение иудеев, которые странно хвастают, будто независимо от их постановлений мы уже и не можем сделать этого...».

А.Н. Зелинский подробно объясняет всю сложность задачи, стоявшей перед отцами Первого Вселенского Собора. Он определяет ее как нахождение способа связать ритм луны с ритмом солнца и «выразить эту связь в таких математических величинах, которые могли бы лечь в основу лунно-солнечного календаря – именно так можно сформулировать эту задачу древних».

Высказав ряд общих календарно-астрономических соображений, А.Н. Зелинский приходит к определенному выводу: «…христиане пасхалисты, следуя евангельской традиции и последовательности событий, связанных с последней неделей жизни Иисуса Христа, совершенно сознательно стремились к тому, чтобы новозаветная Пасха, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с Пасхой ветхозаветной, а с другой –– была бы полностью независима от нее. Данной обстоятельство было столь важно, что христианская Пасха стала из-за этого подвижным праздником, т.к. в противном случае указанных условий нельзя было соблюсти. В этом смысле метоносозигеновский цикл оказался для них идеальным инструментом. Основанный на нем календарно-астрономический механизм христианской пасхалии, как мы могли убедиться, совершенно не зависим от механизма пасхалии еврейской».

По мнению А.Н. Зелинского, с точки зрения соответствия астрономическим полнолуниям ветхозаветная пасха не оставляет желать ничего лучшего. Но христианские «пасхалисты», вероятно, прекрасно отдавали себе отчет в том, что придерживаться так называемой астрономической точности в календарном деле – вещь совершенно невыполнимая, а может быть и не совсем нужная. Точность в отношении полнолуний, которой отличается еврейская Пасха, таит в себе неточность в отношении солнца (которая дает знать в размере одних суток за 210 лет), поскольку средняя длина еврейского года, построенного по циклу Гиппарха, превышает его тропическую величину (365 град. 5 час. 48 мин. 46 сек.). Условные (символические) даты 14 нисана христианской пасхалии опережают равноденствие со скоростью одних суток за 128 лет, а реальные (астрономические) значения еврейской пасхалии опережают равноденствие со скоростью 210 лет. В календарно-астрономическом плане движения луны невозможно соединить с движением солнца, невозможно длину лунного месяца совместить с продолжительностью солнечного года.

Тропический год немного меньше юлианского, и равноденствие в действительности медленно отступает по числам юлианского календаря. Как отмечает в своем блоге протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев, “вечный календарь” (Великий Индиктрион) был астрономически рассчитан верно лишь на первое время четвертого и пятого веков нашей эры. Сегодня равноденствие наступает на 13 дней раньше, чем по Юлианскому календарю. Луна с её фазами также сместилась на более ранние даты в юлианском календаре - на 5 дней. За последние семнадцать веков астрономическое полнолуние сместилось с 17 апреля по ст. ст. (+13 = 30 апреля по н.ст.) на 12 апреля по ст. ст. (+13 = 25 апреля по н. ст.).

Поэтому, в соответствии с Юлианским летоисчислением, православная  Пасха в 2013 году празднуется 5 мая (22 апреля юл. ст.) после  "первого полнолуния"  30 апреля (17 апреля юл. ст.) после "весеннего равноденствия" 3 апреля (21 марта ст. ст.). Подобное определение дат существенно отличается от настоящих астрономических дат и от ныне действующего иудейского календаря.


Пасха

Из-за несоответствия первоначально верных астрономических дат празднования Пасхи  астрономическим реалиям наших дней, в настоящее время имеет место формализованный подход к определению этих дат. Современные даты Пасхи берутся автоматически из таблицы "Вечной православной Пасхалии".

Великий Индиктион

Вот так стремление отцов церкви к тому, чтобы, придерживаясь астрономической точности, сохранить историческую связь христианской Пасхи с Пасхой ветхозаветной и одновременно утвердить ее независимость от Пасхи иудейской, привело к современным трудностям времяисчисления и появлению новой даты еврейского праздника, неизвестной ни одному иудею мира.

Как отмечает о. А. Кураев, “... Нынешняя поздняя сдвинутая пасха это лишь предвестник грядущих календарных потрясений (которые будут преподноситься как стабильность и верность). Наши потомки еще будут праздновать Пасху и Рождество в один день. Если не одумаются и не вспомнят, что и суббота, и календарь ради человека, а не ради математических иллюзий”.

No comments:

Post a Comment