Sunday 19 May 2013

Зачем попы в армии?

Вопрос о том, насколько оправданным в будущем становится наличие в армии и на флоте должности военных капелланов, теряет свою риторическую окраску, не успев даже примирить все ещё скептически настроенных специалистов и командиров старой советской закалки с этой новой реалией современного российского общества. Несмотря на то, что современные реальные боевые действия наступательного (агрессивного) характера, как правило, ведутся силами подразделений специального назначения, в том числе, в составе отдельных высокомобильных малочисленных боевых групп, отпор этим боевым единицам можно дать, только задействовав гораздо более широкий спектр боевых сил и средств.

В условиях непрекращающегося ядерного противостояния ведущих ядерных держав вероятное боевое соприкосновение будет продолжать носить преимущественно характер локально ограниченного ближнего боя с применением обычных видов вооружения, боевой техники и боеприпасов. Главной особенностью современного боя является растущее применение высокотехнологичных видов вооружения и средств связи. Этим отчасти объясняется тот факт, что сейчас наиболее эффективной боевой единицей, предназначенной для ведения наступательных боевых действий, является подразделение, состоящее из бойцов спецназа, прошедших специальную подготовку и обладающих особыми навыками и способностями вести боевые действия в экстремальных условиях, в том числе с применением высокотехнологичных систем вооружения и военной техники.

Под высокотехнологичным оружием следует понимать, прежде всего, системы вооружения, разработанные с использованием последних достижений в области нанотехнологий и миниатюризации боевых систем. Особое внимание в последнее время уделяется созданию так называемых дронов, боевых беспилотных летательных и наземных аппаратов, в том числе, оснащенных бортовыми компьютерными системами так называемого искусственного интеллекта, обеспечивающих полностью автономную работу такого типа оружия.

Например, 15 мая 2013 года впервые с борта американского авианосца “Джордж Буш” стартовал тяжелый ударный беспилотник X-47B. Максимальный боевой вес боевого дрона - более 20 тон. Размах крыльев - 19 метров. Дальность полета - около 4000 километров, плюс - возможность дозаправки в воздухе. Потолок - свыше 12000 метров. Скорость - более 3000 километров в час. Оснащен высокоточным оружием (несколько тон). Этот беспилотный летательный аппарат (БЛА) X-47B оснащен “искусственным интеллектом”, не требующим участия наземного оператора при взлете БЛА, выполнении боевой задачи, возвращении, а также посадки, в том числе на палубу авианосца в ночных условиях.

Этот революционный шаг позволяет США проводить боевые операции с использованием боевого дрона, не только не нуждаясь в иностранных наземных базах, с которых в настоящее время ведется управление БЛА, но также ставя под сомнение перспективность такой престижной в американских вооруженных силах профессии как боевой летчик. В сочетании с новыми гиперзвуковыми крылатыми ракетами, которые позволяют свести подлетное время к минутам, боевые беспилотники предназначены для того, чтобы в будущем боевая задача в любой точке мира решалась в течении как можно меньшего промежутка времени (до одного часа) без применения ядерного оружия. При этом человеческий фактор, являющийся основным препятствием на пути решения боевых задач в рамках концепции “Быстрого глобального удара”, сводится к минимальному значению.

Налицо новая тенденция максимально снизить долю участие человека в непосредственном боевом соприкосновении с противником. Современные технологии позволяют добиться этого, прежде всего, за счет совершенствования вычислительной техники (“искусственного интеллекта”), а также путем миниатюризации вычислительных схем (в том числе, систем управления и связи) и создания так называемого нанооружия.

В условиях невозможности применения оружия массового поражения против противника, обладающего возможностью нанесения фатального ответного удара, более широкое использование высокотехнологичных средств в рамках обычного вооружения позволит устранить сложившееся в последнее время неравновесие между классическим характером современного боя и степенью технологической оснащенности используемых боевых средств. Уровень развития современных технологий (в том числе, нанотехнологий) несоизмеримо более высок, чем степень насыщенности высокотехнологичными боевыми средствами современных войск.

Несоответствие уровня развития науки степени проникновения последних научных достижений в сферу военного строительства и разработок новейших систем вооружения с учетом основных направлений развития практики современного наземного и воздушного боя может быть устранено только двумя путями. Первый - это создание “умного” оружия, оснащенного “искусственным интеллектом”. Второй - это разработка принципиально новых видов оружия, основанных на последних научных достижениях, в том числе, в области нанотехнологий, для создания боевых средств, которые позволят добиться массового поражающего эффекта избирательного свойства.

Развитие военной техники в этих двух направлениях постепенно устранит непосредственное участие человека в боевом соприкосновении. В первых рядах будущих бойцов будут стоять высокотехнологичные машины, оснащенные искусственным интеллектом и способные самостоятельно вести боевые действия, принимать нужные решения в кратчайшие сроки и побеждать. В условиях, когда боевое соприкосновение, по-прежнему, носит характер преимущественно классического ближнего боя в условиях городской черты без применения ОМП, замещение человека более эффективными высокотехнологичными боевыми системами неизбежно.

Естественно, в этом случае, роль военного капеллана тоже изменится. Во всяком случае, основная деятельность военных священников в армии и на флоте по своей форме будет существенно отличатся от деятельности их коллег во времена наполеоновских войн и позже, когда непосредственная угроза смерти на поле боя могла подорвать боевой дух всего нескольких воинов и привести к поражению всей армии. Скорее всего, акцент сместится с непосредственного участия в боевых действиях в одних рядах с атакующими, и обороняющимися, солдатами и матросами на другие участки работы с личным составом.

Апокалиптически ужасающий, бездушный характер будущих войн, войн роботов и стремительных ракет, на первый взгляд кажется еще одним шагом человечества назад от того идеала, к которому призывали и, все ещё, призывают военные священники (капелланы) своих солдат. Эра высокотехнологичных войн только началась. В ближайшем будущем, возможно, начнется бешеная гонка высокотехнологичных вооружений и противостояние человека и машины на поле боя приобретет новые формы и новый смысл.  Можно не сомневаться, что машины вытеснят человека с поля боя, как они вытеснили его с заводов. Ну а до тех пор, пока в сражениях с обеих сторон непосредственное участие принимаю одни лишь люди, победа в бою покоится на весах, которые в любой миг могут качнуться как в одну, так и в другую сторону и последней мерой её является наличие у сражающихся боевого духа. При прочих равных условиях, а иногда и при неравных, сторона, у которой окажется этого духа больше, одерживает победу. В этой связи роль современного военного капеллана или любого иного замещающего его лица, способного воодушевить и вдохновить воинов на победу, может оказаться решающей. Скорее всего, решающей она останется и в более отдаленном будущем, до тех пор, пока Человек не опомнится и, как последняя руководящая инстанция в своем технократическом нагромождении, не примет единственно верного решения, последовав завету, с нарушения которого начала свое существование эта наша каинитская цивилизация и который гласит: “Не убий”!

No comments:

Post a Comment