Saturday 18 May 2013

Религиозное знание – сила…


           

В политической жизни нашей страны русская религиозная идея получает все большее место, потому что Русская Православная Церковь выполняет государствообразующую функцию. Религиозная вера, в данном случае Православная Христианская, подавляющего большинства граждан Российской Федерации является консолидирующим фактором, способствующим укреплению духовного и идеологического единства современного российского общества.

Поэтому религиозное мышление в России в последнее время получило возможность развиваться и жить относительно нормальной жизнью. Впервые за последние многие сотни лет религиозная идея и богословская мысль получили возможность творческого развития, свободного от заскорузлого номенклатурного церковного контроля и тупой государственной цензуры. Потребность в развитии богословской мысли, в духовном воспитании и совершенствовании религиозного образования в современном российском обществе ощущается все острее.

Это очень важно, потому что сегодня, не смотря на то, что число верующих в России возрастает, количество прихожан в Русской Православной Церкви уменьшается. Так, по мнению Николая Александровича Митрохина (год р. 1972), историка, стипендиата программы федерального канцлера Фонда Александра фон Гумбольдта (Германия), автора книг «Русская партия» и «Русская православная церковь, число посетителей храмов в пасхальную ночь (традиционно - ежегодный пик посещаемости) составляет, по данным МВД, 3,3%. Регулярно посещают службы еще меньшее количество (около 0,5-0,7% населения), и до 7% населения эпизодически заходят в храм, чтобы поставить свечку и набрать «святой воды», но не отстаивать службы.

Помимо этой странной ситуации, когда рост числа верующих сопровождается снижением посещаемости церквей и храмов, в современной Росси существует еще одна интересная тенденция. При выборе храма прихожане, как правило, предъявляют повышенные требования к священникам. Верующие хотят, чтобы священнослужители соответствовали нормам Евангелия. Все чаще прихожане ходят не в ту церковь, которая более удобно расположена, а в церковь, где священник более соответствует образу, которому, по их мнению, должен соответствовать идеальный священник. С этим связана и повышенная критика духовенства.

Данная тенденция, с одной стороны, свидетельствует о повышенном религиозном (духовном) напряжении в обществе. Согласно одной из гипотез, религиозная жизнь имеет волнообразный характер. Современный религиозный подъем сопровождается ростом числа верующих и критикой церковного руководства, духовенства, к которому начинают предъявляться завышенные морально-нравственные требования.

Период религиозного напряжения, который переживает сейчас Россия, высветил множество проблем церковной жизни в нашем обществе. Упомянутые выше особенности современной религиозной жизни указывают на необходимость поиска новых форм общения верующих между собой и взаимодействия верующих со своими духовными наставниками. Если сегодня храм перестает быть местом, где верующие могут найти ответы на свои вопросы, поддержку и взаимопонимание, значит роль храмов должно выполнять другое средство общения и сотрудничества. Если священники не отвечают требованиям Евангелия, предъявляемым к ним со стороны прихожан, прихожане должны получить возможность выбирать себе священника, духовника в максимально возможно простой форме, способствующей дальнейшему их сближению и единению на принципах соборности.

Тот факт, что новые верующие не идут в храмы, свидетельствует о необходимости перемен. Эти перемены не могут быть только внешними или формальными. Внешнее убранство церквей и положение духовенства в современном российском обществе в этом отношении не может лучше. Или - хуже, в зависимости от того, как на это посмотреть. Наличие внутреннего духовного (религиозного) подъема со стороны все возрастающего числа граждан Российской Федерации естественным образом выражается в поиске ответов на религиозные вопросы и последующем воплощении найденных ответов в реальной жизни. Поскольку эти новообращенные христиане не идут в храм и не доверяют священнику, это значит, что их религиозный потенциал не находит пути реализации.

В период религиозного напряжения, это внутреннее духовное напряжение интеллектуальных и творческих сил требует последовательного выхода в той или иной форме активной религиозной жизни. В противном случае, эти мощные воды духа, рано или поздно, так сказать, прорвут плотину и изольются самым непредсказуемым образом и в самых неожиданных формах. В некоторых случаях эти формы могут оказаться даже социально опасными. Для того, чтобы это предотвратить, необходимо, чтобы общее число верующих на деле приближалось к количеству легко удостоверяемых общественно активных граждан, вовлеченных в жизнь и деятельность основных религиозных организаций и объединений.

Общение является одним из важнейших условий здоровой религиозной жизни христианской общины. Храм традиционно являлся местом, где соседи встречались разделить свои трудности и найти ответы на волнующие вопросы, как житейского свойства, так и религиозно-философского характера. К сожалению, современная религиозная жизнь в храме носит либо формальный, либо мистический оттенок. Современный молодой человек, пришедший в храм, может заставить себя там находиться, но не сможет найти ответы на большинство волнующих его вопросов, в том числе, богословского характера. Между тем, следует признать, что большинство современных новообращенных христиан представляют собой людей молодых и преуспевающих, как правило, реализовавших себя в профессиональной деятельности и ищущих ответы на “вечные” вопросы с религиозно-философской точки зрения.

Церковь, как организм совершенно особенный, призвана, прежде всего давать человеку возможность получить ответы на самые фундаментальные вопросы, то есть вопросы философского, а в нашем современном обществе, исключительно богословского характера. Уровень общественного сознания в современном российском обществе отличается от уровня общественного сознания дореволюционной России начала двадцатого века. Не смотря на уживчивость различных суеверий и предрассудков, а также объединяющую силу традиционных форм богослужения, духовная жизнь подавляющего большинства верующих протекает не в храмах. Прежде всего, потому что храмы (церкви) перестали быть центрами духовного воспитания и религиозного образования.

Мало того, что церковь фактически перестала выполнять функцию духовного просвещения, так некоторые представители духовенства, пользуясь благоприятным политическим климатом, стали позволять себе всевозможные злоупотребления, отталкивая тем самым от церкви одних верующих и вводя в заблуждение и соблазн других, таким образом только усугубляя ситуацию.

Отсутствие в РПЦ внятной, отвечающей современным требованиям развития общественных отношений программы духовного воспитания и религиозного образования приводит к спорам и разногласиям на богословской почве, которые впоследствии выливаются в противостояния политического характера. Единомыслия нет по многим фундаментальным вопросам богословия. Отсутствие единомыслия в такой основополагающей сфере религиозной мысли неизбежно приводит к проблемам в домостроительстве (экономике) и политике. Ничего иного и ждать не приходиться!

Все начинается с образования. Чему мы научим своих детей, так они и будут жить, когда вырастут. Большинство современных российских политических и общественных деятелей вышли из советской школы. Именно этими людьми контролируются деньги, государственная власть, идеология и политика. Неудивительно, что это - нецерковные, и даже не религиозные, силы. Для большинства из них религия и церковь - это всего лишь инструменты политического контроля и манипулирования массами. К сожалению, большинство из них не способны понять, что христианская вера, Православие - это и их крепость, за стенами которой они, а в последующем и их дети, только и могут чувствовать себя в безопасности.

Какова же должна быть роль церкви в вопросах политической борьбы? Политика начинается там, где во взаимоотношениях прямо или косвенно участвуют более двух человек! Отношения между двумя - это личное. Там, где появляется третий, начинается политика. В политике же, будь она связана с отношениями между членами семьи или клана, отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром развития общественных отношений является проблема завоевания, удержания и использования власти. Следовательно, связанные с проблемой власти отношения, да и сама власть как возможность навязать свою волю другому участнику социальных отношений, в том числе, если при этом понадобится подавить его нежелание подчиниться, не приемлемы для христиан в принципе.

Речь идет не об априорном “непротивлении злу”, а об отказе насаждать свою волю как Абсолют, подавляя при этом волю другого. Если мы являемся свидетелями того, как одна воля подавляет другую волю (третьей стороны), тогда защита подавляемой воли от воли подавляющей становится нашей священной обязанностью. В этом случае подавление воли агрессора является также грехом, но меньшим, по сравнению с грехом не препятствования подавлению воли третьей стороны. Защита отечества, защита своей родины и защита членов своей семьи - это священная обязанность христианина! Таким образом мы препятствуем нарушению Божественного Порядка, при котором ни одна воля не может быть подвергнута насилию, но каждая действует в соответствии с законом Любви.

Каким же должен быть ответ христианина проискам врагов? Правильно! Прежде всего, нам необходимо учиться! Нам необходимо изучать Писание. Необходимо знать, что делается в мире не только с культурологической, политической, социологической или психологической точек зрения, но также с религиозной, христианской точки зрения!

Иисус Христос учит нас Истине. Истина - это Он сам, Его личность, Его слова и Его деяния! Знание Иисуса Христа, прежде всего, основано на богословском истолковании личности и жизни евангельского Иисуса. Всенародное единение перед лицом врагов Христианства, Православия и Руси, возможно только на духовном, интеллектуальном единении всех россиян, на единстве религиозной мысли, фундаментом которой является единство богословской мысли. Как известно, все проблемы богословия коренятся в христологии. Поэтому, фундаментальным условием православного единства является единый взгляд на Иисуса Христа.

Таким образом, в центре усилий Церкви по духовному воспитанию должно стать изучение личности и жизни Иисуса из Назарета. Причем это должен быть современный подход к христологии как основной проблеме современного богословия. Именно богословие даст нам ответы на все современные проблемы, в том числе, касающиеся вопросов национальной безопасности.


No comments:

Post a Comment