Saturday 11 May 2013

Смена Парадигмы

Смена Парадигмы

"Царство мира соделывается Царством Господа. Все созданное приходит к той гармонии, в которой было создано". - Л. А. Тихомиров (1852- 1923)


В человеческом мире идет непримиримая борьба двух мировоззрений: дуалистического и монистического. Дуалистическое мировоззрение признает существующим два бытия - Бытие Божие и сотворенное Богом бытие тварное. Монистическое мировоззрение утверждает единство всего существующего, проповедуя идею самосущной природы. На протяжении всей человеческой истории эти идеи ведут между собой духовную борьбу. Эти идеи никогда не умирают и не смешиваются между собой.

В социологическом плане можно было бы сопоставить эти две идеологические парадигмы, как идеологию непримиримого соперничества (дуализм) с одной стороны и идеологию коллективного соработничества (монизм) общественных сил - с другой.

Дуализм, в конечном счете, является той духовной тектонической плитой, на которой строятся многочисленные идеологические конструкции, обосновывающие и направляющие развитие общественных отношений в сторону создания так называемого капиталистического общества всеобщей конкуренции, борьбы “всех против всех”.

Монизм, в свою очередь, является наиболее глубоким (древним) духовным основанием для общинного мировоззрения. Гипертрофированной формой выражения этого сознания являются идеи так называемого социалистического, или даже коммунистического, общества, в основе которого лежит идея всеобщего сотрудничества на благо всего общества как некоего единого целого.

Исходя из монизма и дуализма как основополагающих духовных пластов человеческого сознания, следует еще раз отметить эти две основные парадигмы развития общественных отношений: общество конкуренции и общество сотрудничества.

“Общество конкуренции” основано на внедрении в общественное сознание идеи приоритета индивидуального потребления (товаров и услуг) как основной задачи жизнедеятельности человека, главной целью которого якобы является удовлетворение своих естественных потребностей. При этом, удовлетворение естественных потребностей представляется в виде естественных прав человека, а реализация этих прав требует наличие так называемых личных свобод.

Личные свободы и интересы каждого отдельного индивида в данном контексте ставятся выше свободы и интересов общества в целом, противопоставляя таким образом индивидов друг другу в данном обществе и создавая идеологические предпосылки для конкуренции индивидов, стремящихся удовлетворить свои естественные потребности и рассматривающих своих соотечественников преимущественно в качестве соперников в нескончаемой борьбе за свои узко индивидуальные, частные права на потребление товаров и услуг.

"Общество конкуренции" предполагает конкуренцию индивидов, в том числе, на самом низком бытовом уровне. Индивидуальная конкуренция, в самых противоестественных формах и видах, насаждаемых извне, необходима для того, чтобы окончательно противопоставить друг другу отдельные общественные силы (движения и организации). Последние, в свою очередь, естественным образом стремятся к консолидации и объединению, создавая тем самым предпосылки для усиления степени единения общества в целом. Единство (консолидация и постепенная гармонизация, совершенствование) - это естественное состояние человеческого общества, которое представляет собой определенную динамику развития общественных отношений.

Динамика развития общественных отношений в естественных условиях, в отсутствие внешних, искусственно вызванных, факторов, инициирующих дезинтеграционные процессы, стремится к постепенной гармонизации и совершенствованию общественных процессов. Гармоничное единство общества, как результат естественного развития общественных отношений на всех уровнях, является неизбежным следствием действия законов природы. Человек как часть природы создает социальную среду, естественные процессы внутри которой представляют собой результат действия законов общественной психологии, а отсутствие внешнего деструктивного вмешательства в эти процессы, в том числе, в виде искажения научных данных и распространения псевдонаучных социологических идей, является необходимым условием естественного, гармоничного развития общественных отношений в рамках этого социума.

В контексте решения вопроса о поиске наилучшего общественного устройства, нельзя не отметить, что на определенном этапе истории монизм проиграл дуализму, но последний впоследствии также показал свою несостоятельность. В свое время дуализм, эта тектоническая плита человеческого духа, столкнулся с другой, возможно, еще более древней духовной традицией, монизмом, и подмял ее под себя, внеся в стройный мир всемирной системной единости разнообразные дезинтеграционные процессы. По отношению к монистической религиозной традиции это было внешнее вмешательство, которое осуществлялось в процессе столкновения крупнейших мировых цивилизаций, империй и царств. Из осколков этих разрушенных царств, вырванных из привычного монистического единства их старого мира, постепенно сформировались элементы будущих общественных сил, питавшихся соками древнего дуалистического духовного наследия, дремлющего на дне человеческого сознания.

Сегодня, когда капиталистическая система все заметнее теряет под ногами свою идеологическую почву, очевидным становится вывод, что эпоха властвования над общественным сознанием человечества идей, выросших на дуалистической духовной платформе, подходит к концу. Кроме монизма как древнейшего мировоззрения, рассматривающего все многообразие явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего, другой фундаментальной идеологической, глубинной духовной платформы не существует.

Именно на этом духовном материке человечеству предстоит жить и развиваться в ближайшие сотни, а может быть тысячи, лет.


No comments:

Post a Comment